Мечты детства сбываются часто самым непредсказуемым образом, и заграница - идеальное пространство для их осуществления. В период между желанием стать пожарным и астрономом был уверен, что стану моряком; но стать моряком на военном корабле, стать моряком на паруснике - такую мечту я лелеял в тайне даже от себя самого. Сколько было прочитано книг про дальние путешествия и про пиратов! Не только художественных. В одной из научных книг я однажды прочитал про печальную судьбу шведского флагмана, крупнейшего корабля своего времени, при таинственных обстоятельствах затонувшего недалеко от Стокгольма в 1628 году. В 1961 году шведы его подняли со дна, отреставрировали, а в 1990 открыли музей, мимо которого мы, конечно, не могли пройти.
Не успела мечта сбыться, а мы уже пережили потрясение. Огромный корабль стоит посреди зала. Несколько этажей галерей окружают его, давая возможность рассмотреть его и вблизи, с расстояния пары метров, и издали охватить взглядом. Зрелище завораживающее: картины XVII века не несут в себе такого ощущения подлинности, как эти брусья прошитые болтами.
Инженерное образование Наташи и мой опыт дачного строительства не могли объяснить, как можно было, имея в распоряжении только столярные инструменты, построить этот колосс, и как нынешние реставраторы смогли разобрать и собрать его, обработав специально синтезированными химикатами каждый гвоздь, каждый болт, каждый квадратный сантиметр древесины, каждую нить из сотен квадратных метров парусов. Криминалисты восстановили внешность многих погибших моряков. Работы по восстановлению и консервации судна продолжается до сих пор, а мастерские можно видеть тут же.
Впрочем, нам все разъяснили. На десятках макетах показано, как это было: от поиска в лесу деревьев для шпангоута и устройства стапелей, специфики палуб, до подъема затонувшего корабля. Повседневная жизнь матросов описана с максимальной доступностью: можно подержать в руке ядро или фузею. В витринах восстановленная одежда, посуда, игры команды. Можно узнать, что ели моряки и офицеры, как лечили болезни, но попробовать это даже в интерактивном режиме нам не захотелось.
И вот наконец сбылось: уютная кают-компания отворила нам двери... Но некогда пить ром, вражеский фрегат по левому борту, орудие заряжено, и я готов снести ядром мачту вражеского фрегата. Наташа на марсовой площадке готовится идти на абордаж.
Враг повержен и утоплен, победителю наслаждение эстетическое. Васа строился как флагман королевского флота и украшен был соответствующим образом: нос и корма покрыты резьбой и скульптурами, которых больше семисот. Когда-то они были ярко раскрашены, как это выглядело можно увидеть на выставленных рядом копиях. Не Леонардо, конечно, но ведь и цель скульптуры не восхитить врага, а напугать.
Мы бродили по музею больше пяти часов, нас вывели охранники последними. Мечта сбылась, мне теперь не надо хотеть быть моряком на парусном фрегате.
Для тех же, кто остается верен мечте стать пиратом, загадка, что расположено в этой части носа корабля и как этим пользоваться в шторм?