Седмица.Ru видимо перепечатала статью "
В США растет число учащихся католических семинарий", главная новость - "Число семинаристов достигло 3 694, увеличившись на 16% по сравнению с 1995 г. и на 10% в сравнении с 2005 годом", и в конце идет риторический вопрос "Правда, в таком случае непонятно, почему в таком случае в Католической Церкви постоянно обсуждается тема якобы существующего «кризиса призваний»." Однако, если внимательно присмотреться к статистике, да и к структуре католических призваний - то становится вполне понятно.
1970 год
2011 год
Изменение
Священники
419,728
412,236
-1,78%
Монахи
79,408
54,665
-31,16%
Монахини
1004,304
721,935
-28,12%
Миряне (миллионов)
653
1196
83,15%
За чуть больше, чем 40 лет монахов обоего пола уменьшилось на треть (а монашество - это огромная часть призваний, а также огромная нагрузка по работе в приходах). Уменьшение количества священников как бы не так трагично выглядит - однако учитывая, что число католиков выросло почти в два раза - получается, что на душу населения число священников уменьшилось вдвое. А есть еще и демографическая проблема старения священства. То, что в США растет число учащихся в семинахиях - так за точку сравнения взяли самое пике падения их числа. Да, по сравнению с 1995 годом семинаристов увеличилось на 16% - но по сравнению с 1970 годом уменьшилось . За тот же период с 1995 по 2011 год число священников упало с 49 до 39 тысяч человек (почти на 20%). Так что пока увеличение числа семинаристов даже не компенсирует естественную убыль священства. Всемирный рост числа семинаристов (от 112 тысяч в 2001 до 120 тысяч в 2011) идет за счет Азии и Африки, в Европе за этот же период число семинаристов упало на 20%. При этом не нужно забывать, что не все поступившие на первый курс семинарии становятся священниками, да и священники не служат от рукоположения до 80 лет.
При этом в той же Литве (ситуация в которой мне хорошо знакома) ситуация, как и во всей Еввропе, трагична. На всех шести курсах трех семинарий учатся 37 семинаристов (в прошлом учебном году их было 49 - 11 закончили обучение на последнем курсе, еще двое видимо приостановили обучение или переехали учиться за границу). В Каунасской и Тяльшайской семинариях некоторых курсов просто нет - не имеется ни одного студента. Самая крупная группа - аж 6 человек! - это последний курс Каунасской семинарии. Тяльшайскую семинарию явно пора закрывать - на первых двух курсках там нет ни одного человека, на третьем - всего один студент. Через три года их может и не остаться. На первый курс всех трех семинарий в 2013 году были приняты... 3 студента.
Вообще в Европе и США теперь очень распространен импорт священников из Азии и Африки (и особенно из Польши, наверное единственной стране в Европе с высоким количеством призваний), в Ирландии то и дело можно встретить монахинь и священников из Азии.
Второй Ватиканский собор дал новый инструмент для пасторальной работы - институт постоянных диаконов (которые могут проповедовать, крестить и венчать, но не могут служить мессу и исповедовать), которыми могут быть женатые мужчины (по сути это первый шаг в сторону женатого священства, скоро ли будет второй - сказать сложно). С конца 70-ых наблюдается определенный бум перманентного диаконата. В 1975 году во всем мире было 2,6 тысяч постоянных диаконов, в 1985 - 12,5 тысяч, в 1995 - 22,4 тысячи, в 2005 - 33,4 тысячи, и в 2013 около 41 тысячи. Особенно популярным этот институт стал в США, в которых служал 43% всех перманентных диаконов мира. Европа начала признавать институт достаточно поздно - национальные конференции Польши и Ирландии в 2001 году, Литвы - в 2003. Поляки первых постоянных диаконов рукоположили в 2008, ирландцы - в 2012, в Литве в 2013 году были представленные первые 7 мужчин, которые наконец начали обучение. При этом в Швеции на 43 приходах служит 20 постоянных диаконов (однако у них и число священников невероятно высокое - 156 человек).
Могут ли перманентные диаконы стать ответом на падение числа священников? Опыт США показывает, что да - могут. Однако в Европе, больше всего страдающей от недостатка призваний, этот инструмент пока не пользуется особой популярностью - и для Литвы десять человек (3 семинариста и 7 "диаконистов") в год - это не то число, которое спасет костелы от недостатка священников.