Юлия Мучник недавно напомнила в фейсбуке о, наверное, самом сильном пассаже из книги Юрия Лотмана "Биография А.С.Пушкина"
https://www.facebook.com/mucnik.ulia/posts/878391522230183?pnref=story Он о Пушкине как о "человеке без детства".
(
Read more... )
Будучи человеком развязным, я бы вообще назвал Пушкина последним поэтом 18 века: всё, что последовало за ним, то, чему он как бы дал дорогу, пошло настолько "не туда", куда шёл всю жизнь он, что просто диву даёшься.)
Reply
"Пушкин стоит на переломе отношения к античности как к образцу и как к истории, отсюда его мгновенная исключительность" (с) С.Аверинцев
Пушкин и Гёте - "равновесие "готового" слова, и слова, направленного на жизнь" возникше "в центральной, фокусной точке европейского развития в исторически единственный, неповторимый момент" (с) А.Михайлов
Reply
Но его классические понятия о чести и долге становились старомодны просто на ходу - уже при его жизни. Не говоря уж о том, что для него всегда было важнее КАК писать, чем ЧТО: у Лермонтова с Тютчевым уже ровно наоборот.
Reply
Например, что Тютчев - по чисто стилистическим и даже ученическим критериям - ближе к 18-му веку, чем Пушкин. Ну и с "что" и "как", всё, конечно, с одной стороны так, а посмотришь с другой - уже и не совсем так. Лермонтовская форма более "расхристанная", разудалая какая-то. Но говорить, что она у него прямо совсем вытеснена установкой на содержание, как-то не выговаривается - учитывая колдовскую музыкальность его стиха. У него много декларативности, это точно, но вот "есть звуки, значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно" - это тоже автоарактеристика.
На всякий случай даю ссылку на свой прошлогодний пост о Пушкине и Лермонтове - я их там пытаюсь сравнивать http://chur72.livejournal.com/71594.html
Reply
О Лермонтове - отличный пост. Да, он ворожит: я бы назвал его стихи не столько музыкальными, сколько заклинательными.
Словом, Пушкин - Моцарт, Лермонтов - Бетховен.)
Reply
_________
Вы разбудили во мне зверя филолога ( ... )
Reply
Мой же спит - чего Вы развоевались?)
Reply
Reply
Reply
Юрий Лотман о людях конца 18-го столетия
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/12.php
Классическая статья Юрия Тынянова о трансформации в поэзии Тютчева традиций 18-го века http://www.testsoch.info/tynyanov-vopros-o-tyutcheve/
Reply
Боюсь разбудить своего филолога, но перечту, спасибо Вам.)
Reply
Мне вот Блок кажется последним поэтом 19-го века - и это потому, что его поэзия какая-то уж слишком "гладкая", музыкальная. Он звучит почти как Некрасов (а иногда так и вообще неотличим от него - как в "Под насыпью, во рву некошенном"), а еще больше - как Надсон или Полонский, которого он любил.
Reply
Ну, на уровне трёпа: 18 век - это новизна, это аристократический блеск, это долг и отвага, это энергия и жестокость.
Это чувственность и легкомыслие, ум и скепсис, без столь глубокого психологизма и рефлексии, что присущ веку 19-му.
Это твёрдая государственность и здравая религия без мистики.
Словом - это Пушкин. Он - высшая точка, имперский пик, потом всё пошло вширь, вглубь и вниз.)
Reply
Reply
Reply
Последним поэтом 19 века обычно называют Анненского, но и Блока - с оговорками - тоже можно так назвать.
Reply
Leave a comment