Пользуясь кусочком свободного времени записываю одно своё давшнишнее наблюдение над одной вещью Иосифа Бродского. Вещь называется "Посвящается Ялте". Это такая маленькая повесть в стихах с детективной интригой. Точнее - с антидетективной интригой. В 20-м веке было написано ещё несколько вещей с подобной интригой - своеобразные антидетективы, в которых сомнению подвергается сама идея разгадываемости мира как такой увлекательной интеллектуальной загадки, лежащая в основе детективного жанра. Это "Обещание" Фридриха Дюренмата и "Имя розы" Умберто Эко. Кажется, было ещё что-то в этом же роде. "Посвящается Ялте" следует рассматривать в этом же ряду.
Но моё давнишнее наблюдение состояло не в этом.
Вот... кто-нибудь обращал внимание на то, что в "Посвящается Ялте" Бродский по сути даёт объяснение некоторых фундаментальных принципов своего поэтического языка? Рассказывая историю убийства своего героя, Бродский по сути рассказывает историю анжамбема́на, являющегося самым бросающимся в глаза "маркером" его поэзии.
Анжамбема́н - несовпадение ритмической и синтаксической паузы, проявляющееся в "перебросе" части синтагмы в следующую стихотворную строку - ср. "и сохнут водоросли на // затылке плоском валуна". Традиционно анжамбема́ны использовались для "прозаизации" поэтической речи, внесения в неё разговорных интонаций. Бродский накапливает их в явно избыточном количестве и их функция в его поэзии другая - здесь они создают эффект случайности, нарушающей смысловую структуру фразы, сдвигают фокус восприятия от смысла к самому движению стихотворной речи, монотонно разрывающей, опустошающей смысл.
Аналог анжамбема́на в прозаической речи - пауза, заминка в речи. Так вот, главный герой "Посвящается Ялте" из-за контузии говорит с паузами и по сюжету повести расплачивается за свой речевой дефект жизнью. Для полноты картины добавлю, что героиня из-за этой манеры речи испытывает сюрреалистическое ощущение, что весь окружающий мир покрыт снегом, или пылью. Про образ "снега" и "пыли" в поэзии Бродского, знающим людям не нужно объяснять. Собственно, "Посящается Ялте" интересна в том числе как такое дезавуирование собственной поэтики.
Вопрос к уважаемому
platonicus, знающему и любящему Бродского. Разбирал кто-нибудь "Посвящается Ялте" с этой точки зрения? На поверхности же лежит.