Поговорим о Лермонтове-поэте.
Младших современников Пушкина принято сравнивать с Пушкиным, вот и мы так поступим.
Первое, что обращает на себя внимание всякого чувствующего поэзию - Лермонтов - НЕ ПУШКИН. Речь не о тематике, не об «идеях», речь о структуре поэтической эмоции, за которой стоит совершенно иной, не пушкинский поэтический этос.
(
Read more... )
"Поэтика ранне-византийской литературы"
"Да, в слове ветхозаветных и новозаветных текстов выговаривает себя уязвимость и уязвленность, но такая, которая для слова есть одновременно возможность совершенно особой остроты и проникновенности (наши слова «острота» и «проницание» недаром связаны с представлением о чем-то ранящем и прободающем). Вспомним, что восточные ваятели первых веков нашей эры, нащупывавшие в пределах античного искусства скульптуры неантичные возможности экспрессии, начали просверливать буравом зрачки своих изваяний, глубокие и открытые, как рана: если резец лелеет выпукло-пластичную поверхность камня, то бурав ранит и взрывает эту поверхность, чтобы разверзнуть путь в глубину, и эрмитажный бюст Забдибола из Пальмиры (середина II в.) - отличный тому пример. Этот бюст по своей внешней форме - еще изваяние, по своей внутренней форме - уже икона: тело - только подставка для лица, лицо - только обрамление для взгляда, для экспрессии пробуравленных и буравящих зрачков. Новая, неведомая классическому искусству зрячесть дана нашему восприятию как рана: косное вещество уязвилось и прозрело. Таков художественный символ, стоящий на пороге новой эпохи."
Reply
Leave a comment