Пересекаются, только не в содержании, а в истоках))
Если вкратце, я с юности грузился вопросом о соотношении слов и дел. То есть я очень болезненно переживал то, что они - в разных планах, я хотел бы их видеть в одном. Поэтому Кьеркегор и "Философия поступка" Бахтина для меня были настоящим откровением - я там нашёл именно то, чего хотел.
Квантитативную структуру я придумал для описания контекста, в котором слово является делом. Вопрос я поставил так - чем отличается осмыслемая ситуация от ПЕРЕЖИВАЕМОЙ ситуации. И мой ответ состоял в том, что в переживании ситуации важен количественный аспект, который несуществен для её осмысления. Поэтому болящий и неболящий друг друга не разумеют) Вот тут немножко о похожем: Есть некая точка, в которой люди, пережившие войну, и люди, ее не пережившие, никогда не поймут друг друга.
Толстой дал возможность перевети эту проблему в плоскость научной (нарратологической)предметности - его повествовательная манера в ряде отношений строится на логике переживания события, в отличие от новеллы, которая больше тяготеет к логике его осмысления. А толстовская философия истории - что-то вроде самоосознания этого повествовательного типа (за которым, конечно же, стоят всякие мировоззренческие штуки).
Что касается моей культуроохраной деятельности, то она, как тебе известно, родилась из нашего с Людмилой проекта формирования "гуманитария нового типа", совмещающего знание с участием и социальной ответственностью. Всё та же проблема "слов и дел".
А можно по подоробнее прояснить момент с количественным аспектом ("...в переживании ситуации важен количественный аспект..."), я не очень понял, что имеется в виду.
Ну вот представь себе, что во время готовки обеда, ты несколько раз больно стукнулся головой о низко повешенную полку.
Если ты осмысляешь ситуацию постфактум, не так существенно, сколько раз ты стукнулся. Важен смысл происшедшего - его смысловой итог (исходя из которого можно подумать, как качественно изменить ситуацию - перевесить полку, например)
А вот непосредственно во время травматичной готовки вопрос "больше или меньше" очень даже существенен. Ты стараешься стукаться поменьше) А ещё очень существенен вопрос, с какой силой ты стукнешься) С большей или меньшей. Постфактум - во время осмысления - это опять-таки не очень важно.
То же самое можно сказать и о более приятном опыте. Яблоко не сьешь в один укус. Его много раз нужно укусить и каждый новый укус такой же вкусный как предыдущий. Повторность - количественная структура. Новелла строится на преодолении повторности.
А теперь смотри, что у Толстого:
«Увидав графа, она (графиня Ростова) протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять, для того чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову.»
Зачем писать про лысую голову аж три раза в одном предложении?)
По-Толстому раньше историки искали единичные причины, а в действительности причин - миллионы и историческое событие происходит в результате их совокупного воздействия. То есть там, где раньше говорилось о неких выявленных единичных событиях, Толстой стал говорить о количествах, квантах, интегралах, объединяющих бесконечное количество мелких причин, в совокупности образующих исторический мейнстрим. Естественно, что различие между "историческими" и "неисторическими" событиями объявляется несущественным. Если увидеть в толстовской философии истории своеобразную неклассичесскую нарратологию то здесь мы имеем отказ от монокаузальной структуры, характерной для новеллы (сюжет как последовательность вытекающих друг из друга функций)
Ну и критика понятия исторической личности и гения - тут тож всё понятно. Если перевести на язык нарратологии, можно сказать, что отменяетя сущностное противопотавление "главных" и второстепенных" героев.
Если вкратце, я с юности грузился вопросом о соотношении слов и дел. То есть я очень болезненно переживал то, что они - в разных планах, я хотел бы их видеть в одном. Поэтому Кьеркегор и "Философия поступка" Бахтина для меня были настоящим откровением - я там нашёл именно то, чего хотел.
Квантитативную структуру я придумал для описания контекста, в котором слово является делом. Вопрос я поставил так - чем отличается осмыслемая ситуация от ПЕРЕЖИВАЕМОЙ ситуации. И мой ответ состоял в том, что в переживании ситуации важен количественный аспект, который несуществен для её осмысления. Поэтому болящий и неболящий друг друга не разумеют)
Вот тут немножко о похожем:
Есть некая точка, в которой люди, пережившие войну, и люди, ее не пережившие, никогда не поймут друг друга.
Толстой дал возможность перевети эту проблему в плоскость научной (нарратологической)предметности - его повествовательная манера в ряде отношений строится на логике переживания события, в отличие от новеллы, которая больше тяготеет к логике его осмысления. А толстовская философия истории - что-то вроде самоосознания этого повествовательного типа (за которым, конечно же, стоят всякие мировоззренческие штуки).
Что касается моей культуроохраной деятельности, то она, как тебе известно, родилась из нашего с Людмилой проекта формирования "гуманитария нового типа", совмещающего знание с участием и социальной ответственностью. Всё та же проблема "слов и дел".
Reply
Reply
Если ты осмысляешь ситуацию постфактум, не так существенно, сколько раз ты стукнулся. Важен смысл происшедшего - его смысловой итог (исходя из которого можно подумать, как качественно изменить ситуацию - перевесить полку, например)
А вот непосредственно во время травматичной готовки вопрос "больше или меньше" очень даже существенен. Ты стараешься стукаться поменьше) А ещё очень существенен вопрос, с какой силой ты стукнешься) С большей или меньшей. Постфактум - во время осмысления - это опять-таки не очень важно.
То же самое можно сказать и о более приятном опыте. Яблоко не сьешь в один укус. Его много раз нужно укусить и каждый новый укус такой же вкусный как предыдущий. Повторность - количественная структура. Новелла строится на преодолении повторности.
А теперь смотри, что у Толстого:
«Увидав графа, она (графиня Ростова) протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять, для того чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову.»
Зачем писать про лысую голову аж три раза в одном предложении?)
Reply
По-Толстому раньше историки искали единичные причины, а в действительности причин - миллионы и историческое событие происходит в результате их совокупного воздействия. То есть там, где раньше говорилось о неких выявленных единичных событиях, Толстой стал говорить о количествах, квантах, интегралах, объединяющих бесконечное количество мелких причин, в совокупности образующих исторический мейнстрим. Естественно, что различие между "историческими" и "неисторическими" событиями объявляется несущественным. Если увидеть в толстовской философии истории своеобразную неклассичесскую нарратологию то здесь мы имеем отказ от монокаузальной структуры, характерной для новеллы (сюжет как последовательность вытекающих друг из друга функций)
Ну и критика понятия исторической личности и гения - тут тож всё понятно. Если перевести на язык нарратологии, можно сказать, что отменяетя сущностное противопотавление "главных" и второстепенных" героев.
Reply
Leave a comment