В ЖЖ появилась интересная статья
статья Ивара Максутова о Гарри Поттере, христианстве и постмодернизме. В её перипетии вдаваться не буду (статья кажется мне совершенно адекватной в своей основной идее и уязвимой в своей собственно культорологической части) лучше выскажусь по проблеме "христианство и постмодернизм", которое в этой статье затронуто в
(
Read more... )
С другой стороны, отказ от значимого выбора - это и страх личностных изменений, которые неизбежно вследствие этого выбора произойдут. То есть "это буду уже не я", привязанность к текущему образу себя. А это уже страх смерти, в той форме, в которой он и страх жизни. Потому что человек неизбежно меняется, пока живет.
С третьей стороны, отказ от выбора всегда иллюзорен, т.к. он тоже - вариант выбора. Действительно, решение потом будет каким-то образом все же принято - обстоятельствами, другими людьми, случайностями и т.д. Но, в отличие от осознанного выбора, субъект не несет за это решение ответственности и чувствует при этом определенного сорта легкость - "так сложилась жизнь". Не отвечать за собственную жизнь - это, к сожалению, для многих очень ценный бонус. Сюда "Бегство от свободы" Фромма и многое другое.
Но еще хотелось бы заметить, что расширение выбора тоже очень важно. Не как самоцель - как инструмент для более качественного выбора в каждой альтернативе. Расширенный выбор имеет смысл только при готовности четко выбирать.
Reply
а про расширение выбора не совсем понял)
тут, по-моему, есть такя проблема: когда дорог слишком много, это уже не жизнь, а супермаркет)
Reply
В остальном, широкий выбор все же лучше, чем неширокий. Субъективно выбор всегда будет лучшим, но из доступных вариантов. И с супермаркетом аналогия неполная - обратно "товар" не возьмут и претензий по качеству не примут :)
Еще, расширение выбора (с 1 до 2 вариантов, с 2 до 3 и так далее) требует ресурсов. До магазина надо еще дойти, до супермаркета надо еще доехать. Постоянно ходить по магазинам нет смысла, выбор широкий - он не всегда нужен, понятно.
Reply
Leave a comment