И опять Рязанов

Apr 11, 2009 23:39

В продолжение прошлого поста о фильмах Рязанова - всё о том же... история как коммуникативный процесс и разрывы в этом процессе.
Интересная беседа в журнале svjatko  о рязановском "Гараже" и о поколении, которое там изображено.

"Гараж - охуительно точное отражение, иллюстрация, того, что было в головах у людей. Можно много умных слов говорить о том, как мещанское берёт в душе верх над всем остальным, о стремлении людей к капитализации отношений в условиях запрета на неё (ей-богу читал такое про этот фильм), а я вот смотрю его и вижу как в садике мои дочки с одногрупниками ссорятся из-за машинки или совочка. И именно так это и выглядит. Инфантилизм людей, за которых всю жизнь всё решали. У них в душах нет ни благородных порывов, ни даже настоящей ненависти. Сейчас для них этот гараж важнее всего, дружбы любви и т.д. Через пять минут они об этом уже забудут. Детский уровень ответственности за себя и свои поступки и свои отношения с окружающими.
Государство воспитывало их такими УМЫШЛЕННО. Такими очень легко управлять. Только вот не надо было этому государству потом удивляться, что никто не вышел его защитить.
А фильм очень не люблю и переключаю канал, когда он по ящику идёт. Вроде как в туалете подглядываешь...

И, кстати, можно ругать нынешнее поколение, но вот представь нас с тобой или ребят, которым сейчас по 20-25 на этом собрании. решили бы всё за 10 минут. Да, жёстче. Да, кто-то был бы сильно обижен. Но это был бы короткий и деловой разговор взрослых людей, собравшихся обсудить конкретную проблему. романтики никакой, да. Ну да и хуй с ней в данных обстоятельствах. Не сочти за похвальбу, но мне кажется, что мы намного взрослее, чем наши сверстники того времени."


Отчасти развивая мотивы, прозвучавшие в дискуссии, отчасти их оспаривая:

Психоанализ учит, что готовность принять на себя ответственность за собственное прошлое - необходимое условие цельности и зрелости человеческой личности. Прошлое никуда  не уходит, и его власть над нами всего сильнее тогда, когда мы пытаемся отгородиться (вытеснение) от него.
Христианин сказал бы: нужно суметь примириться со своим прошлым, то есть примириться с самим собой.

С социальной памятью всё обстоит таким же образом.
Непрерывность истории и включение прошлого в сегодняшнюю жизнь - условие нормального развития общества.
Так вот - мы никак не умеем примириться с нашей историей, отталкиваем её от себя, отсюда и все эти поколенческие конфликты (тема отцов и детей не случайно ведь так остра в России).
Коды прощения.
Ностальгия с одной стороны и ненависть в адрес "совка" и "совков" с другой - одинаково неадекватные формы изживания исторической травмы, блокирующие выход в будущее (как день сурка)

Нужно не забыть, а простить.
То что Абдуладзе говорил о покаянии - имеет глубокий смысл, хоть и кажется патетичным. Но покаяния недостаточно. Нужен ещё и ответный шаг прощения.
Но простить - значит принять в душу, увидеть в других  - себя.
А это трудно. 
Вот и выходит тщета и злоба и бессмысленное кружение вместо поступательного наращивания исторической памяти.
 "Тот кто вращает карусель - это всегда ты сам"

кино и время, история как коммуникативный процесс

Previous post Next post
Up