Мордор и Гарри Потер

Nov 03, 2019 12:40


Три опорных текста, которые, так сказать, преображают ресентимент постсоветской интеллигенции в пафос: повесть Стругацких "Трудно быть богом", фильм Бортко "Собачье сердце" и эпопея Толкиена "Властелин колец".

Третий текст тут выглядит курьёно, но, в сущности, его присутствие в этом списке закономерно. Толкиеновская метафорика прижилась оттого, что хорошо легла на самоощущение бывшей интеллектуальной элиты, травмированной утратой той роли, которую она играла в позднесоветский период, оказалась очень удобной для расчёсывания этой травмы. Тут и страна как обитель зла, и чёрный властелин, и бездуховное быдло, которое эту страну населяет, но среди которого приходится жить светлым эльфам ("внутренний мордор"). Для себя давно уже взял за правило: если человек всерьёз использует эту сказочную лексику применительно к своей стране, то он вполне может быть прекрасным человеком, или даже прекрасным специалистом в своей области, но всерьёз обсуждать с ним внутреннюю или внешнюю политику (или, скажем, действительное или мнимое вырождение русского языка в условиях путинского режима) - это всё равно, что пытаться обсуждать взрослые проблемы с трёхлетним ребёнком. Не оттого, что в стране нет проблем, а оттого, что это сказочно-нарциссичное пространство находится в параллельном измерении по отношению к миру, в котором существуют решения каких бы то ни было проблем (то есть, в той мере, в которой человек одержим этим состоянием, он не способен производить мысль, сцепляющуюся с реальностью).



Характерно, что, например, эпопея о Гарри Потере такой роли не сыграла. У Роулинг всё сложнее: там группы персонажей не отделены друг от друга непересекаемой границей (как отделены друг от друга мир людей и мир орков), между ними возможен диалог. Суть "внутреннего мордора" - именно оправдание неспособности к диалогу. Не нужно ни в чём разбираться, не нужно вникать в мотивации оппонентов. Не нужно разбираться с чем-то в себе (по контрасту у Роулинг - крестранж Волан де Морта, живущий в душе Гари Потера и в каком-то смысле являющийся её тёмной частью). Нужно окопаться в своём мирке и мечтать о светлом будущем, в котором не будет взрослых. Внутренний Мордор - это прежде всего принципиальный отказ взрослеть. В то время как история Гарри Поттера - это именно история взросления.

социологики, литературное, история как коммуникативный процесс

Previous post Next post
Up