Тут в связи с досужими разговорами за свободу воли блогер
evgeniirudnyi весьма уместно напомнил, что обыденное представление о "причинности" грешит антропоморфизмом и в естественных науках (по крайней мере в теоретических) "причинность" уже лет сто как считается устаревшей категорией
(
Read more... )
"Наука является единственным значимым интеллектуальным проектом, нацеленным на познание объективной реальности"
Современные философы, похоже, не читали Фейерабенда.
Автор статьи только забывает, что вся книга Хокинга Высший замысел является чистой воды философией и брать ее в качестве образца "научной метафизики" было бы просто глупо. Автору статьи также следует почитать физиков, которые разделяют многомировую интерпретацию квантовой механики и попробовать построить метафизику для описания квантового самоубийства.
Reply
Reply
Многомировая интерпретация добавляет интересный вопрос: в какой из вселенных надится философ, обсуждающий метафизику. С моей точки зрения философы, описанные в статье, живут в каких-то параллельных вселенных.
Reply
Reply
Reply
Понятия "хорошо" и "плохо" связано с целевыми действиями (пресловутая свобода воли сюда же), а целевые действия тащат за собой субъекта. То есть эти отличия не могут быть объективными по определению. Это мир субъекта, выстраивающий свои субъектные отношения с другими субъектами. Объективен ли этот мир? Нет, если под объективностью понимать реальность, описываемую исключительно в "объектных" категориях.
Reply
В отношении рассматриваемой статьи это прежде всего касается математики. Современная физика математизирована, поэтому "научным метафизикам" нужно вначале найти онтологию для математических объектов. С этой точки зрения очень поучительна книга известного физика Макса Тегмарка Наша математическая вселенная. "Научным метафизикам" следует начать с нее.
Reply
Reply
Возможно, но при этом субъект НЕ ПОРОЖДАЕТ объектов. Он обнаруживает их в мире и наделяет их теми или иными значениями. Но существуют они сами по себе, объективно - как и подобает объектам ;-)
Reply
В этом утверждении я не возражаю против того, что что-то существует помимо субъекта. Однако вопрос о том, что такое фундаментальная реальность остается открытым.
Reply
А открытость вопроса о ней производен от этого её фундаментального качества.
"Однако в современном мире субъект окружен преимущественно сконструированными объектами."
Не совсем понимаю, что здесь имеется в виду. А в "несовременном" мире было как-то иначе?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
По-моему, гораздо более сложно сказать, а что, собственно говоря, является похожим в отношениям между субъектом и объектом сегодня и в те времена. Или вы считаете, что эти отношения остались абсолютно без изменения?
В целом для обсуждения вопроса следует начать с того, что такое субъект и объект.
Reply
Leave a comment