Томск-Тронхейм. Часть 2. Об одной мнимой альтернативе.

Jan 09, 2017 15:52




В связи с бедственным состоянием сайта gorod.tomsk.ru начинаю потихоньку перетаскивать сюда материалы по градостроительной тематике, которые я там выкладывал с 2008 года - а то мало ли. Начинаю со свежего поста, выложенного там пару дней назад и посвящённого норвежскому университетскому городу Тронхейму.  Материал написан не без некоторой претензии на урбанистическую аналитику, хотя на серьёзный анализ я не замахивался.  Просто для города Томска, в котором я живу, очень актуален вопрос, возможно ли увязать деревянную застройку с научно-образовательными функциями и прочей "инновационностью". Тронхейм, как мне кажется, наглядно демонстрирует, что это мнимая альтернатива.

Материал может быть небесполезен всем тем, кто заинтересован в сохранении российской деревянной городской застройки и, в частности, озадачен вопросами её включения в жизнь современного города.

Томск-Тронхейм. Часть 2. Об одной мнимой альтернативе.

В последнее время вновь обострился вопрос, должен ли Томск сохранять свою деревянную застройку, благодаря которой он получил статус исторического поселения федерального значения.

"Да и нужен ли Томску этот статус? - вопрошают сторонники активного строительства в историческом центре города  - У нас ведь город - "продвинутый", современный, инновационный, студенческий. Разве может такой город оставаться деревней? ну, кое-что, наверное, можно и сохранить, а ещё лучше - свезти это куда-нибудь за город, устроить там музей под открытым небом, и пусть любители деревянного зодчества там им любуются."
Вместо долгих слов предлагаю посмотреть, как решается эта проблема в норвежском университетском городе Тронхейме - являющемся инновационным центром Норвегии, а с другой стороны... по праву считающимся "самым деревянным" из крупных норвежских городов.


О Тронхейме я уже как-то выкладывал пост на Городе http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1244621271.php

Но это было давно, да и пост был немного о другом. Сейчас предлагаю посмотреть на проблему "Томск и Тронхейм" несколько с другой стороны.

При всех различиях, которые существуют между Томском и Тронхеймом, в некоторых отношениях эти города похожи.

Во-первых, Тронхейм - старинный университетский город. В Тронхейме расположен Норвежский университет естественных наук и технологии, являющийся   главным центром технического и инженерного образования в стране.

2. Главное здание Норвежского университета естественных наук и технологии.



3.


4. А это главное здание Томского государственного университета.



В Норвежском университете естественных наук и технологии готовят около 80% всех инженеров страны, по количеству студентов он занимает второе место в Норвегии.  Кстати, каждый шестой человек в Тронхейме - студент, что создаёт специфическую молодёжную субкультуру города. Ежегодно в Тронхейме проводится Международный студенческий фестиваль, который собирает для дискуссий, дебатов студенческих лидеров со 120 стран.

5.


Благодаря этому университету, а также благодаря многочисленным научно-исследовательским центрам, Тронхейм по праву считается городом инноваций, науки и бизнеса. В аналитическом докладе "Анализ национально инновационной системы Норвегии", подготовленном в Астане в 2013 году, можно прочитать, что Тронхейм является одним из крупнейших (по значимости второй после Осло) инновационных центров Норвегии, специализирующимся на инновационных разработках в сфере образования, аквабиологии, медицины, техники и нефтеперерабатывающей промышленности. Город считается столицей развития новых технологий в Норвегии, и о нем часто говорят, как об аналоге силиконовой долины США.

6.


С другой стороны, Тронхейм позиционирует себя как город, в котором традиции и современность органично уживаются между собой - "одновременно современный и старинный город, отметивший свое 1000-летие в 1997 году", как написано в путеводителю по городам Норвегии. При этом, как и в Томске, в Тронхейме сохранились целостные районы исторической деревянной застройки, которые придают городу его особый шарм. Как и Томск, Тронхейм - это одновременно старинный и юный город, наглядно демонстрирующий неразрывную связь старины и студенческой молодости.

7. Студенческое веселье на улицах Тронхейма. Перспективу улицы замыкает собор Нидарос - самый известный собор в Норвегии.


8. Молодёжь на улицах Баккландета - музеифицированного района исторической деревянной застройки XVIII - XIX веков.



Познакомимся с Тронхеймом более обстоятельно. Перед тем, как поговорить о городе в целом и о его отдельных районах, поговорим о главных тронхеймских достопримечательностях, фигурирующих во всех путеводителях по городу и туристических справочниках.

"Визитной карточкой" Тронхейма считается разноцветная деревянная застройка вдоль устья реки Нидэльвы - "дома на сваях".

9. Дома на сваях в устье Нидэльвы.



Исторически это были пакгаузы (складские помещения), построенные в XVIII-XIX вв. Груз подвозился к ним на лодках и с помощью лебёдок поднимался на нужный этаж.

К 50-м годам XX века всё это обветшало и выглядело вот так:

10. Дома на сваях. 1954 год.



Сегодня эти дома отреставрированы и перепрофилированы частично под ресторанные и готиничные функции, частично под элитное жильё. Да-да, вид на фьорд из окна стоит недёшево.

11.


12.



Устье Нидэльвы, считающейся одной из самых "лососевых" рек в Норвегии, очистили и сделали пригодным для рыбалки, сейчас человек с удочкой там - обычное дело.

13.



Предприимичивые владельцы некоторых ресторанов, расположенных в "цветных домиках", используют рыбалку в качестве дополнительного повода привлечь посетителей. Например, в ресторане «Havfruen», вы можете бесплатно получить удочку и  порыбачить, пока будете ждать приготовления заказа и даже во время самой трапезы. По словам менеджера ресторана Александра Трана «Обычно клиенты примерно час рыбачат, а уже потом обедают у нас. В Нидэльве вы можете поймать камбалу, треску и другую рыбу, но лосося здесь больше всего. В прошлом году один турист выудил настоящего гиганта, весившего 7,7 кг».

14. Ресторан «Havfruen»



Другой достопримечательностью города является  самый большой готический собор Норвегии - кафедральный собор Нидорос, строившийся в XII - XIV веках. С тех самых времён и вплоть до настоящего времени в этом соборе коронуются норвежские короли. Ныне здравствующий король Норвегии (если кто-то не знал, в Норвегии конституционная монархия) Харальд V короновался здесь в 1991 году.

15. Кафедральный собор Нидарос - самый известный готический собор Норвегии



16. Нидарос в окружении городской застройки.



С историей королевской фамилии Норвегии связана ещё одна тронхеймская достопримечательность - королевская резиденция Стифтсгорден - самое большое деревянное здание в Норвегии, построенное ещё в XVIII веке.

17. Деревянный дворец Стифтсгорден



18. Внутренний двор Стифтсгордена.Традиционно здесь проводятся празднества по случаю коронации.



К центральной части  Тронхейма мы ещё вернёмся, а пока двинемся в восточную часть города. Перед нами ещё один знаковый объект, являющийся одним из "брендов" Тронхейма, -  "Ворота счастья" на раздвижном мосту Gamle  Bybro через устье Нидельвы.

19. Gamle  Bybro



С этого моста открываются классические "открыточные" виды на цветные домики на сваях, здесь любят фотографироваться туристы и жители города.

20.



Движемся дальше на восток. Через Ворота счастья переходим Нидэльву и оказываемся в восточной части города  - в районе Баккландет, практически полностью застроенном деревянными домами XVIII - XIX веков.

21.



Исторически здесь располагались рабочие кварталы.

22. Баккландет в 20-е гг. XX века.



Сегодня это средоточие жилых домов, магазинов, кафе, антикварных лавок и художественных галерей.

23.



Между прочим, район Баккландет, помимо своего значения для пешеходной и туристической инфраструктуры Тронхейма, стал символом гражданского неравнодушия к сохранению материальной культуры своего города. Неприкосновенность Баккландета отстояли горожане. В 1965 году этот район шёл под снос в связи с планами строительства по левому берегу Нидэльвы четырёхполосного шоссе. Жители Тронхейма высказались резко против строительства, в итоге реализацию этих планов притормозили, а в начале 1980-х окончательно от них отказались. Баккландет остался нетронутым и со временем превратился в одну из самых насыщенных туристических улиц города.

24.



Осью этого района являются вымощенные брусчаткой улицы Nedre Bakklandet и  Ovre Bakklandet, встречающиеся на переулке, ведущем к Воротам счастья.

25. Nedre Bakklandet



26. А это Томск. Улица Бакунина. Ну... надеюсь, вы поняли, о чём я.



Когда-нибудь улица Бакунина обязательно станет такой же благоустроенной, какими уже сегодня являются улицы Nedre и  Ovre Bakklandet. Наша улица Бакунина, правда, не такая протяжённая (пешеходная магистраль из двух главных улиц Баккландета раз в пять длиннее), но у неё есть другие преимущества. Во-первых, это и в самом деле самая старая улица, с которой началось развитие города (Баккландет стал "главной исторической улицей" Тронхейма, во-многом, случайно, а первоначально это вообще был не город, а пригород), да и деревянная застройка у нас, прямо скажем, поинтереснее... даже на улице Бакунина, где деревянные дома не идут ни в какое сравнение с деревянной застройкой улиц Шишкова или Татарской.

Но вернёмся к Тронхейму.

27. Памятник студентам Тронхейма на улице Нордрегата



Помимо расположенного на восточном берегу Нидельвы Баккландета, полностью музеифицированного, и в этом качестве развивающего туристическую и пешеходную инфраструктуру, у Тронхейма есть сохранившийся исторический центр, совмещающий в себе административные, образовательные и туристические функции. Здесь расположены здания, о которых уже заходила речь в нашей фотоэкскурсии - главный корпус Норвежского университета, собор Нидарос, деревянная резиденция королевской фамилии Стифтсгорден.

28. Историческое сердце Тронхейма - рыночная площадь Торгет. На площади возвышается восьмиугольная колонна со статуей Олафа Трюггвасона



Несмотря на изобилие достопримечательностей и целые конклавы деревянных домов, центральная часть Тронхейма  не производит впечатетление города-музея, это оживлённый, развивающийся современный город, гармонично сочетающий самые разные исторические слои.

29


Как и подобает современному и состоявшемуся городу, центр Тронхейма демонстрирует насыщенность различными функциями и разнообразие. Проще говоря, он - разный.

Людный, как на пешеходной улице Нордрегата.

30. Нордрегата. А вот что бы на Дзержинского не сделать что-то подобное? Заметьте - масштаб улицы примерно такой же.



Или тихий, с узкими, уединёнными улочками, расположенными в двух шагах от шумных центральных улиц - как на улице Хольствайта.

31. Хольствайта



Деревянный, старокаменный, современный... разный.

32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


Как можно увидеть из фотографий, выложенных выше, в центре Тронхейма возводят и современные здания. Разумеется, не везде. В исторической части города установлены  ограничения для нового строительства, которые - увы, в отличие от Томска - строго соблюдаются. Это позволяет развивать центральную часть города и в то же время сохранять её историческое своеобразие. Современные здания сомасштабны окружающей исторической застройке и, что не менее важно - продолжают и развивают стилистику традиционной для Норвегии архитектуры. Например, гостиничный комплекс в устье Нидэльвы на фото выше гармонично вписывается в линию разноцветных домиков на сваях, воспроизводя их контур. И тут опять нельзя не вспомнить о Томске, главной бедой которого является не столько сам факт строительства в историческом центре, сколько вопиющее несоответствие возводимых зданий окружающей историко-архитектурной среде...

Но вот, например, на таких улицах Тронхейма...

40.


41.


На таких улицах ничего нового строить нельзя. Только регенерация исторической застройки с её приспособлением под современные функции. Для современного строительства есть другие районы.

42.


На некоторых современных зданиях Тронхейма хотелось бы остановиться подробнее.

На фотографии ниже мы видим студенческое общежитие, запроектированное архитекторами из нидерландской студии MEK Architects и норвежской компании Link-Signatur.

43. Студенческое общежитие "MySpace"



44.



При строительстве этого здания была частично осуществлена идея Хундертвассера (см. мой предыдущий фоторепортаж), мечтавшего об архитектуре, в проектировании которой будут принимать непосредственное участие её будушие обитатели. В проектировании этого здания принимали участие студенты.

На Архиленте история создания этого объекта описана следующим образом: "Этот проект получил название MySpace, то есть «Мое пространство» - при его разработке архитекторы MEK Architects организовали в соцсетях опрос студентов университета: каким вы представляете свое жилище? Результаты исследования легли в основу концепции. В результате пространство пятиэтажного общежития поделили на три типа помещений: «Маленькие миры», «Чаты» и «Социальные катализаторы». «Маленькие миры» - это личное пространство учащихся, их персональные комнаты со спартанской обстановкой (кровать, рабочий стол, книжная полка, кладовка, ванная комната). Процесс индивидуализации интерьера при помощи подручных средств поручили самим обитателям общежития.  «Чаты» - небольшие помещения, зоны, где можно общаться вдвоем или втроем. «Социальные катализаторы» - «плавильные котлы» университетской демократии, площадки для массового общения, дискуссий, проведения праздников, капустников." Более подробную информацию об этом проекте можно получить вот здесь http://www.archilenta.ru/?act=1&nwid=2076

***

Ещё один современный объект, о котором я хочу рассказать также связан с молодёжной субкультурой.  Это модернизированный шестиэтажный... склад зерна, в котором сегодня расположен один из самый популярных культурно-развлекательных центров Норвегии - интерактивный музей рока и популярной музыки Рокхейм.

45. Рокхейм - музей рока и популярной музыки, размещённый в бывшем складе зерна. Обращаем внимание на кривизну  придомовой территории... опять Хундертвассер?



Внутренне пространство музея представляет собой залы с видеостендами, транслирующими музыкальные постановки, видеотоннели и прочие интерактивные инсталляции. Каждый посетитель может управлять инсталляциями с помощью мультитач-панелей, айпадов или  контроллеров освещения, а также может побренчать на музыкальных инструментах или даже попробовать себя в роли диджея. В этот музей рекомендуется приходить с детьми и говорят, они с него просто балдеют.

46.


47.


Желающие подробнее познакомиться с этим музеем могут пройти по этой ссылке http://www.5travel.net/2016/10/30/muzej-rockheim-tronhejm-norvegiya/, а мы перейдём к рассмотрению третьего современного объекта - телебашни Тюхольт, построенной в 1985 году и являющейся самым высоким сооружением Тронейма. Высота её шпиля достигает 124 метра, кроме того она построена в самой высокой части города.

48. Телебашня Тюхольт


На высоте 74 метров над землей в этой башне размещён ресторан с вращающимся полом. Он совершает полный оборот вокруг своей оси за час, что позволяет гостям за время трапезы увидеть круговую панораму Тронхейма.

49.


Но главным градостроительным фактором, определяющим формат города и придающим ему особый уют и человеческую сомасштабность, являются всё-таки не современные здания, а старая деревянная застройка, представленная в Тронхейме - даже в сравнении с Томском - в огромном количестве, как в виде отдельных домиков, соседствующих со старокирпичными и современными зданиями, так и в виде улиц и кварталов, по своей сохранности нисколько не уступающих Баккландету.

50.


51.


52.


В сравнении с томскими кружевными домами исторические "деревяшки" Тронхейма выглядят гораздо более однообразными. В какой-то степени это впечатление обманчиво. Любое старое здание индивидуально, как и всякая ручная работа. Если внимательнее присмотреться, то одинаковых деревянных домов в исторической части Тронхейма вы не увидете. Дополнительную индивидуальность деревянному Тронхейму придаёт планировочная структура "сплошной" городской застройки, когда деревянные здания блокируются между собой, и вписаны во все развороты и изгибы улиц.

53.


Стоит отметить, что эта теснота деревянной застройки доставляла и доставляет городу немало проблем. Тронхейм периодически горел - последний крупный пожар, уничтоживший целый деревянный квартал, случился уже в 2001 году. При этом замечательно то, что жители города не считают это основанием для отказа от своего "деревянного" своеобразия, предпочитая ужесточать нормы противопожарной безопасности. Деревянная застройка Томска, к слову, менее пожароопасна, благодаря её усадебному характеру и наличию противопожарных разрывов.

54.


При всём своеобразии норвежской деревянной застройки, факт остаётся фактом - на фоне Томска деревянный Тронхейм гораздо скромнее. Впрочем, некоторые единообразие деревянных районов компенсируется его разноцветьем. Деревянный Тронхейм - цветной.

***
Продолжаем сопоставление Томска и Тронхейма.

В Тронхейме есть свой футбольный клуб "Томь" - профессиональный футбольный клуб Русенборг, основанный аж в 1917 году. Правда, сравнение это  - будем честны сами с собой - явно не в пользу Томска. Русенборг является самым титулованным футбольным клубом Норвегии и рекордсменом по числу чемпионских титулов в чемпионате Норвегии (24 победы)

55. Русенборг в игре против Олимпика (Лион) - вот тут они продули вчистую со счётом 0:5



Домашней ареной клуба Русенборг является стадион Леркендал - второй по величине стадион Норвегии.  Рекорд посещаемости, 28 569 зрителей, был зафиксирован в октябре 1985 года, в матче последнего тура чемпионата Норвегии против  Лиллестрёма, в котором  Русенборг стал чемпионом.

56. Стадион Леркендал



57. Стадион Леркендал в окружении городской застройки.



Кстати, обратим внимание, как выглядят районы Тронхейма, которые начали осваиваться уже после Второй мировой войны. В отдалении - современные здания средней этажности (с виду не так уж сильно отличающаяся от наших "хрущёвок" и 75-й серии), а вокруг стадиона - уже знакомая нам малоэтажное деревянное разноцветье,  которым некоторые городские районы продолжают застраиваться и сегодня.

***

Мой фоторепортаж подходит к концу. Осталось затронуть ещё одну больную для Томска тему - тему музея под открытым небом, в который некоторые горячие головы предлагают свезти томские терема (иначе их, дескать, никак не сохранить в современном городе). Так вот, в Тронхейме такой музей, что характерно, есть. Это Народный музей, расположенный на развалинах средневековой крепости Сверресборг, в  который со всей Норвегии свозят старые деревянные постройки.

58. Народный музей в Тронхейме.


Музей расположен на руинах древнего замка Сверресборг, построенного  в 1183 году самозванным королём Норвегии Сверром, а в 1263 году разобранного внуком Сверра на стройматериалы в связи с окончанием гражданской войны. Во  время Второй мировой войны здесь располагался немецкий укреплённый форт.

59. Руины замка Сверресборг



Сейчас здесь находится один из крупнейших в Норвегии этнографических музеев, в котором собрано около 60 деревянных построек, от XII (!) до начала XX-го века.

60. Деревянные постройки XVII-XVIII века - кузницы, конюшни, жилые дома - с традиционной для Норвегией дерновой кровлей. Нет, всё-таки Хундертвассеру нужно было не в Новозеландию уезжать, а в Норвегию)



61. Ставкирка из Халтдалена - самое старое деревянное здание в Сверресборге, построенное в 1170-м году.


Например, вот это деревянное здание датируется 1170-м годом.  Это одна из 28 ставкирок - средневековых деревянных церквей, о которых я подробно рассказывал в одном из своих фоторепортажей http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1267424240.php   Здание аутентично, хотя за всю историю своего существования оно трижды разбиралось и собиралось на новом месте. Это к вопросу о сроке эксплуатации деревянных зданий.

62.Таверна



63.



64.



В чём состоит принципиальная разница между реализованным проектом музея под открытым небом в Тронхейме и разговорами о создании подобного музея под Томском?

Видимо, прежде всего в том, что Народный музей на развалинах Сверресборга был изначально задуман именно для сохранения исторических зданий, разбросанных по всей стране. Тогда как у нас за разговорами о создании такого музея зачастую стоят прямо противоположные цели - убрать томскую деревянную архитектуру куда-нибудь с глаз долой и расчистить как можно больше места под современное строительство (не случайно что в Томске об идее создания музея под открытым небом периодически вспоминают именно представители крупного строительного бизнеса). Возможно, именно по этой причине в Тронхейме этот проект реализован и успешно работает - этот музей считается одним из главных туристических аттракционов Норвегии, здесь постоянно проводятся всевозможные этнофестивали и исторические реконструкции, а в Томске дело не идёт дальше разговоров.  Думаю, что и в Томске подобный музей в конце концов появится - но не раньше, чем изменятся мотивации его создания. Подобные музеи ни в коем случае не должны рассматриваться как альтернатива сохранению исторического центра. Напротив подобные проекты успешно реализуются тогда, когда они сочетаются с бережным отношением к сохранившейся материальной культуре города и являются дальнейшим развитием этой заботы о собственной истории.

65.



С более подробным рассказом  о Народном музее в Сверресборге (а также с интерьерами музеифицированных зданий, собранных в этом музее - от кузницы и музея лыж до жилого дома зубного врача с зубоврачебным кабинетом на первом этаже и жилыми помещениями на втором) можно ознакомиться по этой ссылке http://bellezza-storia.livejournal.com/179385.html , а я перехожу к подведению итогов.

66.


Итак, наша фотоэкскурсия завершена,  вернёмся к нашему исходному вопросу. У кого-то ещё остались сомнения, что университеты и инновации могут прекрасно уживаться с традициями, в частности с бережным отношением к деревянным кварталам, построенным в 19-м и даже в 18-м веке (а ставкирка в Сверребсрге вообще была построена в 1170-м году)?

Конечно же, одинаковых городов не бывает. Тронхейм - это не Томск. Но повторю ещё раз - нельзя не отметить, что  он похож на Томск по целому ряду параметров. Это город с "синдромом бывшей столицы", претендующий на статус духовного центра Норвегии; город, каждый шестой житель которого является студентом. Это старейший норвежский университетский город, второй по значимости (после Осло) центр инновационных разработок в области медицины, аквабиологии, нефтегазовой промышленности. И в то же время это город, берегующий материальные следы своей истории, в частности - свою деревянную застройку, сохраняемую на всей территории исторического центра, особенно в восточной части города. И ничуть не комплексующий по этому поводу, более того, считающий это своей отличительной чертой.

67.


Чтобы понять этот феномен, стоит отдать себе отчёт, что некоей усреднённой модели "современного города" не существует. Современный город стремится использовать все ресурсы, которыми он обладает и если в таком городе сохранилась богатая историко-архитектурная среда, она не уничтожается ради неких "более современных" потребностей, а включается в развитие города как единого организма. Деревянная застройка Томска, так же как и деревянная застройка Тронхейма - это прежде всего ресурс развития города. В Томске он гибнет прежде всего оттого, что не осознан в качестве такового, и - как следствие - не предпринимаются усилия по "включению" этого ресурса в развитие городской среды. Поэтому сотни миллионов на сооружение гранитной набережной реки Ушайки и реконструкцию пр. Ленина ищут и находят. А на сохранение фирменной марки Томска  - средств нет.

Пятьдесят лет назад Тронхейм сталкивался с теми же проблемами и история сохранения района Баккландет (который, напомню, планировался под снос для строительства четырёхполосного шоссе - чему как-раз и воспротивились жители города) здесь очень показательна. Сейчас эти проблемы решены - деревянная застройка осознана как одна из важнейших составляющих городского бренда, включена в комплексные программы развития города, работает на город - иначе бы она не была такой ухоженной. Назову только основные аспекты, существенные именно для развития университетских и инновационных функций города:

1. Всё это безусловно является способом брендирования города, основой для развития научно-образовательного туризма (для университетского города немаловажный фактор) и существенным фактором формирования креативной среды (психологически благоприятной для научно-образовательной деятельности).

2. Деревянные районы инновационного Тронхейма являются ресурсом формирования общественных пространств (рабочие кварталы 19-го века Баккландета, как мы уже знаем, перепрофилированы под пешеходную инфраструктуру, складские дома на набережной ("дома на сваях") приспособлены под ресторанные функции).

3. Наконец, это дополнительный фактор разнообразия городского пространства, очень существенный для университетского города. Как было показано выше, есть современный Тронхейм, есть Тронхейм старокирпичный, есть деревянный Тронхейм. Причём они не лезут друг на друга, не строят в Баккландете многоэтажных домов, для них есть другие районы. И это нормально. Креативный город ни в коем случае не должен быть единообразным, он должен предлагать жителям и приезжим различные варианты и стили.

Поэтому деревянная застройка в Тронхейме живёт, а деревянные дома сохраняют и включают в городскую жизнь самыми разнообразными способами - музеификация (Сверресборг), включение в пешеходную инфраструктуру (Баккландет), приспособление под разнообразные функции, востребованные современной городской жизнью - от жилья до офисных и торгово-развлекательных функций - в административном центре.

А что у нас? У нас - запущенные уникальные районы вроде Татарской слободы, Заозёрья, Болота; безобразное и не оправданное никакими градостроительными резонами строительство в историческом центре города на пр. Ленина, на улицах Источной, Гагарина, Шишкова... и всё это под разговоры, что де университетский город "должен быть современным", а "современные города это штоб побольше современных зданий", и "поскорее бы снести етот хлам, из-за которого мы всё никак не станем современными". Представления, прямо скажем, пещерные, отражающие глубоко провинциальный уровень мышления томичей, которые так считают. Может быть, пора и в самом деле умнеть и учиться смотреть на то, что составляет наше своеобразие хозяйским взглядом? Несмотря на урон, который понёс исторический центр в последние десять лет, Томск всё ещё остаётся колоссально богатым городом, у нас есть ещё есть относительно сохранившиейся деревянные районы, у нас уникальный пласт "ссыльной" истории в которую вписаны имена Эрдмана, Шпета, Клюева, Ильина, не говоря уже об истории дореволюционных ссыльных - от арапа Петра Великого Абрама Петровича Ганнибала до Гавриила Батенькова и Михаила Бакунина;  у нас отдельный историко-архитектурный пласт истории первого за Уралом университета; даже история императорской фамилии у нас представлена - благодаря легендарной фигуре Фёдора Кузьмича, мощи которого лежат в Алексеевском монастыре, а руины усадьбы Хромова на перекрёстке Фрунзе и Крылова, в которой располагалась его келья, пока ещё не снесены - теоретически там ещё возможен литературный музей старца Фёдора... Да мало ли в Томске мифов, легенд и действительных историй, которые могли бы стать основой для имиджевой раскрутки города? Тронхейм показывает нам, как можно развивать город, делать его комфортным и современным, не уничтожая его исторического своеобразия.

Этот шанс у Томска ещё есть и использовать его - условие его развития и раскрытия его возможностей.

09.01.2017
http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1483943534.php

UPD
Самому мне побывать в Тронхейме пока не довелось, хотя благодаря программе http://showmystreet.com/ этот город я облазил вдоль и поперёк (желающие "прогуляться" по Тронхейму могут просто забить в окно название города и улицу - ну хоть их тех, что прозвучали в репортаже) При подготовке материала были использованы фотографии, выложенные в сети, в том числе со следующих блогов и сайтов:
http://bellezza-storia.livejournal.com/179385.html
http://kucheryavchik.livejournal.com
http://www.5travel.net/2016/10/30/muzej-rockheim-tronhejm-norvegiya/
http://anfimov.livejournal.com
http://grishasergei .livejournal.com
http://Shche.turbina.ru
http://www.archilenta.ru/?act=1&nwid=2076

градостроительство, деревянная архитектура, chur.gorod.tomsk.ru, урбанистика, Томск

Previous post Next post
Up