"Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку?
Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет.
Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все снесет.
Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет".
Л.Н. Толстой молодому Н.К.Рериху
Благодаря записи
nata_ узнал о выставке Рериха в Ростове, в здании художественного музея на Чехова. Сегодня мы до неё успешно добрались и это невероятно круто, хочу сказать. Вообще для меня (да и для многих, наверное) Николай Константинович в первую очередь является именно художником, а не учёным или философом, поэтому приятно было увидеть на ростовской выставке более четырёх десятков работ, в основном из "гималайской серии" написанных в конце тридцатых, начале сороковых.
Работы неодолимо Рериховские - с контрастом холодных и тёплых красок, с фантастическими градиентными переливами неба и непроглядной синевой гор. Почти каждая картина как бы светится изнутри - налицо влияние другого волшебника живописи - Архипа Ивановича Куинджи. Но прилежный ученик пошёл дальше и, отказавшись от масла, писал темперой, которая с годами не темнеет, а напротив, выгорает, превращая написанные ею картины в "воздушные сны" и усиливая эффект внутреннего свечения полотна.
Несмотря на фантастические краски, работы Рериха поражают своей реалистичностью, особенно с расстояния. Отойдя на несколько метров прямо ошущаешь палящее солнце, холод камней и воздуха, веящего от ледника. А еще на расстоянии бесформенные светлые пятна становятся закатными бликами на ледовых гребнях вершины. А еще шаг вправо, шаг влево и картина снова меняется, как будто чуть поменялась облачность и свет уже падает капельку иначе. Живут картины. Вот такая магия.
Отдельно стоит сказать о двух более ранних работах "американского периода". Хотя меня они не так впечатлили, как Гималаи, это своего рода артефакт. Из-за махинаций с документами, почти все картины двадцатых годов сначала достались какому-то из "помощников" Рериха, а затем благополучно рассосались по частным коллекциям, изредка всплывая на аукционах. Вот и эти два полотна были выкуплены меценатом и подарены музею Рериха в Москве.
Кроме картин на выставке имеются материалы о биографии Рериха, его семьи, об их экспедиции, научной и общественной деятельности. Глядя на них даже становится страшновато от того влияния, которым обладал Николай Константинович. Подумать только: в США в двадцатых годах выстроили 29 этажный небоскрёб, специально для музея имени Рериха. А чего стоит пакт о сохранении культурных ценностей, подписанный при участии Рузвельта? В общем, читая всё это у я стал подозревать, что раньше всё-таки вода была намного мокрее.
Кстати, пользуясь случаем, хочу сообщить коллекционерам и организаторам выставок, что антибликовые стёкла - это крайне классная штука. А то процесс разглядывания картины превращается в какой-то натец, в попытках развидеть отражения всяческих окон и светильников.
А в заключение - некоторые картины Рериха. Для пробуждения аппетита, так сказать. Взяты с прекрасного сайта
http://gallery.facets.ru, где есть еще много репродукций.
А это одна из "американских" картин. Штат Мэн.