Растительный и животный мир нашей планеты разнообразен, и именно благодаря ему человек получает все необходимые ресурсы. Но в условиях долгих космических полётов, длительной изоляции на научных станциях, экспедициям нужны запасы еды. Так уж работает организм человека, что без регулярного приёма пищи и свежего воздуха его ждёт неминуемая гибель. Современные технологии не позволяют взять с собой на Луну или Марс большие объёмы полезного груза. Поэтому на Земле проходили и проходят эксперименты, цель которых - создать замкнутую экосистему, где люди могли бы существовать автономно от внешнего мира, обеспечивая себя ресурсами, в первую очередь пищей. Один из таких опытов был проведён в СССР в семидесятых годах.
«Огород» в «БИОС-3». Источник фотографии: Фотолетопись Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН,
http://photo.kirensky.ru/pribory-i-oborudovanie/ogorod-v-bios-3/view Эксперимент «Биос-3» проходил на базе Института биофизики Академии наук - в заранее подготовленное помещение объёмом 315 кубометров заселялся экипаж, который на некоторое время оставался максимально изолированным от внешнего мира. В рамках «Биоса-3» люди выращивали множество культурных растений, которые затем можно было употреблять в пищу. Специально для эксперимента вывели новые сорта пшеницы и некоторых овощей - они созревали гораздо быстрее, а их стебли были короче, чем у аналогов, чтобы не занимать много места. Часть кислорода для «Биоса-3» производили водоросли, которые перерабатывали углекислый газ. Вот только воду приходилось получать извне. За время эксперимента удалось добиться впечатляющих результатов - замкнутая система обеспечивала до 80% потребностей экипажа в еде и кислороде. Однако были и трудности: проблему утилизации твёрдых отходов растениеводства так и не удалось решить, а мясо участники эксперимента получали извне. Однако «Биос-3» показал, что даже с технологиями прошлого века удаётся создать полуавтономную экосистему и использовать полученные знания для колонизации других планет.
Дальнейшая судьба проекта и Института биофизики оказалась не столь радужной. С начала перестройки финансирование науки резко сократилось и даже сейчас перспективы продолжения подобных экспериментов весьма туманны, ведь для них нужны большие средства.
Несмотря на все трудности, в Институте биофизики, пусть и в меньших масштабах,
исследования по замкнутым экосистемам продолжаются даже сегодня, а с отечественными специалистами активно консультируются коллеги из самых разных стран. Это вселяет осторожный оптимизм.