новый стиль жж позволяет лишь перепост.
А тут я хотел и дать свой комент, и ссылку на исходник.
Начну со своего:
В.С. Высоцкий -- велик.
Отсюда и начнем свои размышления.
Во-первых спасибо автору поста за искреннее изложение своего мнения, которое совпадает с моим в части оценки явления Высоцкого как художественного прорыва Союза ССР.
А вот дальше попробуем внести анализу...
Итак, выдающееся художственное явление должно быть передовым и вносящим нечто свое, новое, никогда прежде не существовавшее, но при этом быть глубоко в прежней парадигме.
Чего такого нового внес ВСВ в искусство?
По форме:
1. Гениальные рифмы. Один из моих учителей, д-р ф.н. Ю. Шатин об этом начал говорить еще при его жизни. Доктор -- профи, и все разнес по полочкам еще в те годы.
2. Прорывная, совершенно новая на то время, форма "пения": его музыка идет на поводу естественной человеческой интонации и каждый раз новая, потому что диктуется конкретным содержанием данной песни. Получается, что он как бы ритмически проговаривает свои песни, и тонические ходы вызываются к жизни именно движением мысли стихотворения (кстати: да, в его стихах были мысли, и довольно глубокие и разные); при этом на эту ритмическую канву накладывается звучание истории жизни персонажа: его происхождения, его идеалы и т.п.
В наше время этот же принцип (ритимческое проговаривание под музыку) применили ямайские негры. Так получился рэп. Но рэп замерз на один раз проявленном характере, и никогда больше не меняется: все характеры одинаковы по своим обстоятельствам, что и отражено музыкально. И весь мир гонит на всех языках практически одну и ту же канву И это убивает. У Высоцкого было разнообразие характеров и -- как следствие этому художественному принципу -- блатные темы отличались от монолога истребителя, и от "Белого вальса", а те -- от бытовых зарисовок ("Разговор у телевизора") и т.п.
По содержанию:
1. охвачены все темы современной ему жизни, а именно: образование, наука, производство, идеология, ВОВ, бытовуха, криминал, масс-медиа, лирика, история, духовные поиски. И в этом В.С. Высоцкий не уступает А.С. Пушкину.
2. песни Владимира Семеновича есть песни борьбы. "Еще не вечер" !, черт побери!
3. При всем при этом он пел с позиции человека "не из власти": он всегда четко противопоставлял оценки событий властями и низами. Народ это чувствовал, фальши в этом ни грама не было, и потому все ему верили: он свой, из низов, он противостоит истэблишменту.
Не могу согласиться лишь с оценкой его вписанности в этот самый истэблишмент: В.С. Высоцкий был очень даже вписан. Власти его лелеяли: давали ему хулиганить и вы таскивали из ментовок, давили пить и колоться, ездить и выступать по заграницам, у него был свой Мерс в СССР, он выпустил кучу пластинок, сыграл массу ролей в кино и театре, на радио. Как певец-гастролер по СССР он начесывал денег больше всех в СССР! А. Градский зарабатывал чесом чуть меньше. И в этом смысле Высоцкий был втемную использован для подготовки развала СССР тем же самым истэблишментом. М-да... Исключение: его не крутили по радио или тв.
Не смотря на: я все ж таки призываю нынешних певцов ртом поднять знамя Владимира Семеновича в деле овладения его новаторским ритмическим рисунком: проговаривать свои тексты, руководствуясь пафосом-идеей каждой данной песни, ее характером и героем, уходя при этом от ритмов ямайских негров (дай им бог здоровья и денег).
Эти мысли вызваны постом отсюда:
https://goodpeople.livejournal.com/332247.html?view=8706775#t8706775