Трезвая оценка белорусской действительности

Apr 27, 2016 09:48

Оригинал взят у markcist в Из протокола №7 заседания Бюро Центрального Комитета Белорусской партии левых «Справедливый мир»
г. Минск                                                                      23 апреля 2016 года

Позиция
Белорусской партии левых «Справедливый мир» в отношении социально-экономической политики, проводимой властями Республики Беларусь
В соответствии с Основным законом страны государство, все его органы и должностные лица должны действовать таким образом, чтобы Беларусь развивалась как демократическое социальное правовое государство.
Однако на практике Президент, Правительство и Национальное Собрание своими решениями и действиями разрушают основы социального государства. Выстроенная и культивируемая действующей властью в течение двух десятилетий система государственного устройства и общественных отношений оказалась не способной успешно решать задачи устойчивого экономического и социального развития.
Долгое время ущербность выбранной модели развития удавалось маскировать благодаря колоссальной финансово-экономической помощи со стороны России, объем которой в отдельные годы превышал 10 процентов производимого Беларусью внутреннего валового продукта, а также наращиванию быстрыми темпами внешнего и внутреннего долга страны.
Однако внешние займы и помощь не были направлены на структурную перестройку и модернизацию экономики, а бездарно растрачены на текущее потребление под хвалебные оды государственной пропаганды о высокой эффективности белорусской экономической модели. В результате проблемы накапливались как снежный ком, мы почти полностью растратили промышленный потенциал, доставшийся в наследство от социалистического периода развития в составе СССР, а взамен ничего не создали.
Система «ручного» управления страной, базирующаяся на голом администрировании и волюнтаризме, начала давать сбои. Принимаемые государственные планы и прогнозы социально-экономического развития тотально не выполняются.
Полностью провалена Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы, все важнейшие показатели которой оказались выполнены всего на 10-50 процентов.
Начиная с прошлого года, экономика страны впала в рецессию. Снижается производство внутреннего валового продукта, уменьшаются инвестиции в основной капитал. Спад отмечается во всех отраслях: в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, на транспорте. В результате технологического отставания, падения производительности труда и рентабельности снизилась конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В результате склады забиты нереализованной продукцией, стоимость которой превышает 4 процента ВВП страны и эквивалентна расходам государства на здравоохранение.
Провал в экономике негативно отразился на финансовых возможностях государства. В текущем году планируется получить государственных доходов в долларовом эквиваленте на 22 процента меньше, чем в 2011 году. В результате серьезным образом сокращается финансирование всех социальных расходов. В целом финансирование по ним уменьшилось на 18 процентов, в том числе здравоохранения - на 10 процентов, образования - на 19 процентов. Расходы на жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги также уменьшены на 18 процентов.
Единственная бюджетная позиция, по которой не происходит снижения расходов, - это правоохранительная деятельность, судебная власть и обеспечение безопасности.
Негативные последствия ухода государства от решения социально-экономических проблем людей подтверждаются данными официальной статистики.
В республике сократилось число людей, занятых в реальном секторе производства. Так, численность работающих в промышленности по сравнению с 2011 годом сократилась на четверть, на 15 процентов стало меньше строителей.
Многие предприятия работают в режиме неполной занятости и ведут целенаправленное сокращение числа работающих. Быстрыми темпами растет число официально зарегистрированных безработных и сокращается число вакансий на рынке труда.
Существенно уменьшился ввод в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения - детских садов, школ, больниц, поликлиник, учреждений культуры.
Вопреки конституционным гарантиям бесплатного лечения, государственные учреждения здравоохранения все большее количество услуг оказывают на платной основе.
Сокращение бюджетного финансирования образования привело к тому, что за последние три года более чем на четверть сократилось число обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях.
Количество построенной жилплощади за пятилетие сократилось на четверть. Если ситуация не изменится, то граждане, которые стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в текущем году, построят квартиру, в лучшем случае, через четверть века.
Происходит устойчивое ухудшение материального положения населения. За период с декабря 2014 года средние располагаемые доходы населения уменьшились на 11,3 процента. Вместо обещанного президентом роста средней зарплаты до 1000 долларов США, за пять лет произошло ее снижение с 420 до 300 долларов США.
Одновременно растет количество людей с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума. Особенно остро эта проблема ощущается в сельской местности, где за чертой бедности оказался каждый 12 житель.
Высокий уровень инфляции и фактическое замораживание с 2014 года размера пенсий поставили на грань физического выживания свыше 2 млн. пенсионеров.
Недальновидная политика жизни взаймы, выбранная действующими властями, привела к тому, что на обслуживание долгов тратятся гигантские средства, которые могли быть направлены на модернизацию экономики, решение социальных вопросов и повышение благосостояния граждан.
В текущем году сумма средств, которую необходимо потратить на обслуживание внешнего валового долга, приближается к 8 млрд. долларов США, в том числе органы госуправления должны выплатить свыше 2,6 млрд. долларов. Для сравнения: в текущем году государство планирует потратить на всю социальную сферу совместно с расходами на жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги 6,9 млрд. долларов.
Попав в зависимость от внешних кредиторов, действующие власти под их диктовку все активнее проводят политику «затягивания поясов» и ухода государства из социальной сферы. Принятые в текущем году руководством страны решения о либерализации цен, повышении пенсионного возраста, тарифов на ЖКХ и проезд в общественном транспорте есть не что иное, как выполнение требований кредиторов из Международного валютного фонда и ЕАЭС.
Данные действия властей не решат имеющихся проблем, а только усугубят социально-экономическую ситуацию. Ответы на существующие вызовы надо искать совсем в другом направлении. В первую очередь, это привлечение инвестиций, повышение эффективности экономики на основе технологического перевооружения и повышения производительности труда, расширение внутреннего спроса за счет повышения доходов населения.
Белорусская партия левых «Справедливый мир» требует от руководства страны прекратить антиконституционную и противоречащую интересам народа Беларуси политику ухода государства из социальной сферы и решения проблем экономики за счет снижения жизненного уровня простых людей.
Для того, чтобы остановить экономическую и социальную деградацию Беларуси, необходимы серьезные изменения в системе общественных отношений.
В ноябре 2014 года Форум левых демократических сил Республики Беларусь определил основные положения новой модели политического и социально-экономического развития, реализация которой позволит Беларуси двигаться по пути устойчивого социального прогресса, обеспечивающего постоянное повышение уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении основных свобод и прав человека.
Важнейшими составляющими предлагаемых изменений являются:
·        Конституционная реформа, которая изменит политическую систему с авторитарной на демократическую, в основе которой будут справедливые выборы органов власти, независимая от исполнительной власти судебная система, цивилизованный диалог власти и общества, незыблемые гарантии соблюдения общепризнанных прав и свобод людей. Демократические изменения позволят снять многие барьеры для международного сотрудничества и облегчат доступ страны к современным технологиям, финансовым и иным ресурсам.
·        Реформа государственного и хозяйственного управления. Рационализация организационной структуры государственных органов. Децентрализация властных полномочий с передачей большей их части и, соответственно, ответственности на места. Внедрение системы работы с кадрами, основанной на компетенции, поощрении деловой инициативы, предоставлении права на обоснованный риск. Переход на выборность руководителей местных органов власти и самоуправления.
·        Создание привлекательных условий для ведения экономической деятельности, в том числе для иностранных инвесторов, которые позволят ежегодно привлекать не менее 10 млрд. долларов США инвестиций и создавать на их основе более 80 тыс. новых высокоэффективных рабочих мест. Подавление инфляции до уровня 3-4 процентов в год и удешевления на этой основе стоимости кредита для субъектов хозяйствования и населения.
·        Увеличение государственных доходов за счет роста экономики, а также введения прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на роскошь. Пересмотр приоритетов и проведение ревизии государственных расходов, в том числе существенное снижение расходов на управление, льготы и привилегии бюрократии.
·        Осуществление комплекса мер по повышению потребительского спроса. Обеспечение роста реальных доходов населения минимум на 8 процентов в год, который может быть обеспечен динамикой развития экономики, ростом производительности и увеличением доли оплаты труда во внутреннем валовом продукте. Увеличение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета. Доведение размера средней заработной платы по стране до уровня 4 минимальных потребительских бюджетов, а размера средней пенсии до уровня, не ниже 55 процентов от средней заработной платы.
·        Реализация на практике положений Европейской социальной хартии и Конвенции Международной организации труда, которые определяют права трудящихся на достойный труд. Введение запрета на использование краткосрочных контрактов при найме на работу без согласия наемного работника, ограничение применения форм нестандартной занятости, усиление значения коллективных соглашений и договоров в регулировании трудовых отношений.
·        Создание в республике развитой среды «генерации знаний», основанной на мощном секторе фундаментальных и прикладных исследований, эффективной системе образования. Повышение государственных расходов на науку минимум до 2 процентов ВВП. Увеличение расходов на образование до 8 процентов ВВП.
·        Совершенствование работы системы здравоохранения и практики оказания медицинских услуг населению на безвозмездной основе. Повышение государственных расходов на здравоохранение до 7 процентов ВВП. Увеличение числа практикующих врачей, повышение оплаты их труда, реализация государственной программы строительства новых, реконструкции и переоснащения современным оборудованием действующих больниц и медицинских центров.
·        Реализация Национальной программы обеспечения нуждающихся граждан жильем, предусматривающей ежегодный ввод в эксплуатацию не менее 7 - 7.5 млн. кв. м. жилья за счет всех источников финансирования, в том числе с господдержкой до 3 млн. кв. м.

society, программа, problem solving, про политику, state building

Previous post Next post
Up