Итак, таки наступило 40-летие событий на Даманском.
Внешняя сторона дела хорошо и подробно описана в Викепедии, причины всего того ужаса аргументированно расписал
kosarex .
Что ощущает мелкий пацан, еще не ходивший в школу?
Чудится - а в будущем будет помниться, как втихую мутузился с соседским мальчуганом, борясь за яркую, блестящую обложку от шоколадной конфеты. И краем глаз следил за родителями, кучковавшимися недалеко с другими взрослыми. Его это скопление праздных взрослых тревожило - ибо вполне могли надавать по шапке за драчку с дружком. Но им, похоже, тогда было не до того. Слышались слова «война», «китайцы», «сотни убитых», «беженцы» и опять «война».
Для них война была знакома не понаслышке - все они помнили Великую Отечественную. Не киношную.
Жаль, конечно - он будет помнить только общие образы и ощущения - но не выражения лиц и интонаций.
Китайцы? - Китайцев было в городке достаточно много. Наверное, даже больше, чем бывших зэков. Но они, эти китайцы, были какими-то не китайскими. Совсем не такими, какими их рисовали в газетах, или на иногда неизвестно каким путем попадавших в городок маодзэдуновских плакатах и листовках. Он, этот мальчик, сразу мог отличать "нашего" китайца от другого, врага. Вражеские казались ему на одно лицо - страшное и ужасное. Европейцы и азиаты по-разному смотрят на человеческие лица, это хорошо всем известно. Они используют кардинально отличные стратегии узнования. "Наши" выделяют отдельные черты и обращают внимание на индивидуально-специфических особенностях лиц, а настоящие азиаты воспринимают общий план.
Описывался такой эксперимент, где приняли участие 14 белокожих европейцев и 14 выходцев из Юго-Восточной Азии. Каждый из них надевал специальный прибор, позволяющий отследить траекторию движения глаз при восприятии тех или иных объектов, после чего участники опыта рассматривали появляющиеся на экране компьютера фотографии человечских лиц.
Анализ движений глаз показал, что европейцы преимущественно рассматривали глаза и рот, выделяя какие-либо особенности лица, а азиаты смотрели, преимущественно, по центру - в область носа. А это давало им возможность воспринимать лицо в целом, общим планом.
А эти, неподконтрольные отличия не определяются генетически, а формируются на основе социального опыта, приобретаемого в ходе развития в условиях конкретной культуры. Мальчик был уверен, что "наши" китайцы никогда не будут бегать по полям, чтоб не давать садиться воробьям, умиравшим в воздухе от усталости. И никогда не будут строить маленькую сталепловильною домну в каждом отдельно взятом дворе.
Он еще был очень наивным, этот мальчик.
Но одно он угадал точно - нет благородней хищника, чем росомаха, с ее когтями навыворот. Он несколько раз видел ее мельком в ближайшей тайге...
А потом, позже - через пару месяцев - а может и через полгода, старательно прислушивался к рассказу соседа по лестничной клетке - дядя Сережа, что ли?
«Град», «Танки» … и еще то, что сейчас не видно в Викепедии - мол сверхзвуковые самолеты пустили низко над землей - и у китайцев барабанные перепонки из-за этого полопались. Так заслушался пацан тогда, что прислонился к раскаленному утюгу… Так и осталась на всю жизнь ассоциация - как только хоть чуть-чуть обожжется, так сразу перед глазами образ низколетящего МИГа.
А еще через пару месяцев со своей семьей переезд в Украину - родители бросили квартиру, почти все нажитое барахло - и уехали от страшного Китая подальше. Ведь до Доманского всего-то и было каких-то 200 километров.
Больше никогда он уже не видел сохнувшей развешанной на балконах распахнутой красным горбуши и красной же икры в больших деревянных бадейках.
И тайги…