Nov 20, 2012 15:56
В эти выходные мне довелось посетить выставку молодой художницы Ирины Асаевой, проходившую в культурном пространстве «Нос». Сама выставочная площадка задала тон восприятию ее творчества: молодое, маргинальное, ищущее себя. Представленные картины никак не были оформлены, рамой служили полоски коричневого скотча, которые заодно и крепили полотно к стене. Да и действительно, почему у картины обязательно должна быть рама? Ведь излишняя формализация может убить живое искусство.
Стилистически направление творчества Ирины можно обозначить как «креплёный авангардизм»: налицо отказ от реальных форм, использование геометрических фигур и цветовых сочетаний. Но художница не полагается лишь на эту хрупкую основу, и на фоне цветных квадратов проявляется еще очертания силуэта, подкрепляющего основную мысль.
Идейно же картина является неким звеном между литературой и живописью, ведь в основе изображения лежит текст. Выглядит процесс так: берется близкий и понятный отрывок, буквы переводятся в цифры довольно мудрёным способом, учитывающим принципы нумерологии, астрологии и других эзотерических наук, затем цифрам интуитивно присваивается цвет. Вся площадь картины разбивается на квадраты, которые также интуитивно нумеруются и окрашиваются в соответствующие цвета. А сверху еще прорисовываются контуры смысловой фигуры.
Так и получается, что картина - это зашифрованный текст, ключ к восприятию которого можно найти в проступающей фигуре. Это некая игра в шарады, где зрителю предлагается совместить текст и цвет. К слову сам текстовый отрывок висит рядом, так что можно представить в какие цвета раскрасили бы его вы сами. Увы, но при просмотре совсем выпадают цифры, на которые было потрачено так много усилий, их значение совершенно скрыто от глаза. Если бы сама художница про них не сказала, вряд ли можно было бы догадаться о существовании этого этапа.
Почти все картины глубоко личные, привязаны к событиям и переживаниям в жизни автора. Конечно, в искусстве это не редкость, человек часто в первую очередь говорит о себе, из своей жизни черпает сюжеты. Вот и здесь диалог с собой выходит на первый план, порой возникает ощущение подглядывания в замочную скважину. И чтобы полностью раскрылся смысл картины, нужно, конечно, ознакомиться с биографией художницы, текстом-основой, а еще лучше - спросить у самой Ирины.
А можно просто посидеть перед картиной и попробовать проникнуться ее настроением. Сначала расположение цветов кажется совершенно хаотическим, но со временем глаз выявляет группы цветов, кажется, что проявляются какие-то закономерности, и картина начинает играть. Особенно ярко это выражено в картине «Пластика». Появляются и пропадают случайные связи, меняются доминирующие цвета, и изображение становится живым, действующим.
На мой взгляд, именно «Пластика» - самое удачное произведение из представленных, в ней наиболее заметно проявляется это самовыстраивание хаоса. В картине «Бесконечность» явственно видно доминирование белого цвета, в который проваливается глаз. Это можно счесть и художественным приёмом: действительно, взгляд словно утекает сквозь изображённое в бесконечное никуда. Остальные картины, которых остаётся три: «Автопортрет», «Мир» и «Три ипостаси», имеют свои особенности, но производят не такое сильное впечатление.
В целом можно сказать, что Ирина стоит в начале своего творческого пути, несомненно, у неё есть потенциал для развития и совершенствования. Уже сейчас её картины представляют интерес и могут выступать и как сложный текстово-изобразительный симбиоз, но и как самостоятельные произведения, которыми может любоваться даже неискушённый зритель.
Наверное, читатель уже истомился желанием увидеть наконец все своими глазами, но мой фотоаппарат выбрал именно этот момент, чтобы заглючить и отказаться сотрудничать с ноутом. Потому подождите пару часов, я сбегаю за кардридером и покажу и картины, и концептуальное арт-пространство вокруг.