Apr 08, 2011 11:26
К.И.Чуковский - С.М.Алянскому и В.М.Конашевичу
1955., 20-е числа сентября
Новые иллюстрации Конашевича, необходимые для книги Чуковского (1956)**
«Краденое солнце» (вместо рисунков Радлова).
«Что сделала Мура»***.
«Бибигон»***.
«Топтыгин и луна»***.
«Храбрецы» (заново)***.
«Барабек»***.
«Чудесная рыба»****.
«Чудесные слоны»****.
Кроме того требуются, как мне кажется, следующие исправления (страницы указаны по изданию 1953 г.):
«Тараканище»
Стр. 12. Слон и бегемот плохо смеются, лучше бы сделать смеющихся зайцев и медведей***.
Стр. 13. Заменить бегемота баранами, бьющими в барабан (вообще в книжке слишком много бегемотов!)3.
Стр. 14. В небе черная дыра должна быть круглая от луны3.
«Федорино горе»
Стр. 54. Изменить кухню. Сделать ее менее шикарной.
«Путаница»
Стр. 64. Справа нарисовать лягушат, слева - утят.
«Айболит»: уменьшить 1-й рисунок****.
«Краденое солнце»
Дать рисунки Конашевича.
Стр. 72. Бой медведя с крокодилом изобразить темпераментнее.
«Цыпленок»
Не лучше ли, чтобы «Цыпленка» иллюстрировал Конашевич?
Стр. 85. Не нужно мух, пусть будут одни только черви и червячки (букашки).
«Топтыгин и лиса»
Стр. 89. Старые рисунки Конашевича были лучше (см. изд. 1943 года, стр. 134-139).
Стр. 93. Чтобы взглянуть на свое отражение, медведь должен наклониться над лужей; тогда хвост окажется наверху, и охотники увидят его***.
«Загадки»
Стр. 115. Четыре девочки должны быть одинаковые, а не разные***.
«Храбрецы»
Стр. 124. Нужны смешные и типичные портные, а не дети***.
Стр. 125. «Слониха читает». Рисунок уменьшить вдвое.
«Закаляка»
Стр. 126. Уменьшить рисунки. Дать стихотворение на шпонах.
«Телефон»
Не воспользоваться ли некоторыми рисунками, изготовленными Конашевичем для отдельного издания?
Содержание
Заставка должна быть веселее. Тут и Ваня Васильчиков, и доктор Айболит, и Федора, и Бармалей - и Таничка с Ванечкой, и самолет, и зайчики в трамвайчике, и воздушный шарик с комарами******.
Архив Е.Ц.Чуковской. Машинописная копия.
* Датируется по письму К.И.Чуковского В.М.Конашевичу от 23 сентября 1955 г.: «Сегодня Детгиз окончательно утвердил содержание моего Однотомника. <…> Ради бога не поддавайтесь болезням. Это Вам не к лицу. С именем Конашевича у нас всегда связано представление о молодости, о неутомимом труде. Болезни для Вас нетипичны. Берите пример с Алянского. Давно ли он (желтый и стенающий) был отправлен - прямо с поезда - на больничную койку? А вчера я видел его в Детгизе здоровым и крепким - тот же Муля, каким мы знаем его семьдесят лет! Болезнь не оставила никаких следов; только врачи запретили ему пить и курить».
** Речь идет о сборнике, получившем позднее заглавие «Чудо-дерево». Художественный редактор С.М.Алянский. Подписан к печати 6 сентября .
Еще в апреле 1955-го К.И.Чуковский сообщал В.М.Конашевичу: «К началу 1956 года Детгиз готовит “Полного Чуковского”, так что работы будет у Вас преизбыточно. Было бы отлично, если бы для этого издания удалось выхлопотать краски. Тогда иллюстрации Ваши выиграли бы вдесятеро. К работе над этим изданием нужно приступить уже сейчас. Томище будет изрядный, если ввести в него прозаических «Айболита» и «Бибигона».
Почему-то мне кажется, что я до этого издания не доживу, но мне приятно думать, что у советских ребят будет изобильное чтиво, а не тощая книжонка, исчерпывающаяся в десять минут».
*** Эти иллюстрации сделаны заново или исправлены по замечаниям Чуковского. Не отмеченные остались такими, как в издании 1953 г. (и в повторении его - 1955 г.)
**** Не вошли в новое издание «Чудо-дерева». Эти загадки, которые здесь Чуковский называет «Чудесная рыба», «Чудесные слоны», в печати появлялись как «железные»: «С тяжелым топотом навстречу пулеметам // Железные слоны бежали по болотам…» (Танки), «Железная рыба плывет под водой…» (Подводная лодка) (см., напр., сб. «Красная Армия», М.; Л.: Детгиз, 1942. С. 7 и 17; «Чудо-дерево» 1943 г., «Загадки» 1946 г. и др.).
***** В сборнике «Чудо-дерево» сказка «Айболит» в отличие от изданий 1953 и 1955 гг. имела другое начало, для которого была использована первая глава военной сказки «Одолеем Бармалея» (см. примеч. 2 к письму 4). Для нее В.Конашевич сделал новый вступительный рисунок.
****** Все произведенные в книге изменения коснулись только рисунков В.М. Конашевича, пожелания о замене или исправлении рисунков к «Краденому солнцу» (покойного художника Н.Радлова), «Цыпленку» (Е.Чарушина), «Мойдодыру» (Ю.Узбякова) были по каким-то причинам (экономия гонорарного фонда? плановые сроки выпуска? загруженность другими изданиями?) издательством проигнорированы. Между тем уже в этом письме (а в последующих - еще сильнее) видно стремление Корнея Ивановича выпускать свои сборники, как он их называл, посмертные, в оформлении одного Конашевича или стилистически близких художников. При альбомном формате книги грубые карикатуры Н.Радлова, чисто советская манера Ю.Узбякова рядом с чуть старомодным, но изящным, тончайшим, с выдумкой рисунком Конашевича и сейчас, когда эти книги стали музейными раритетами, вызывают недоумение.
«Чудо-дерево» выглядит действительно чудом благодаря нарядной суперобложке, переплету, форзацу и титульному листу, выполненным Конашевичем по советам и в ряде случаев - по эскизам самого Чуковского.
Обманутые ожидания Чуковского и Конашевича отчасти были компенсированы во втором издании «Чудо-дерева» (М.: Детгиз, 1957; художественный редактор С.М.Алянский) - для него Конашевич сделал цветные вклейки к сказкам «Федорино горе», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бибигон», «Крокодил» и фронтиспис - портрет писателя. Пестрый же состав художников остался прежним.
издатель и худред Алянский С.,
сборники "Чудо-дерево",
1950-е,
Письма К. Чуковского