«Человек-загадка».
Британский фильм 1983 года. Не слишком выдающаяся работа островных кинематографистов, несмотря на присутствие в качестве постановщика Теренса Янга, снявшего первые два выпуска Бондианы.
Но важная, ибо позволяет оценить, насколько глубоко британцев задела история с Кембриджской пятёркой и особенно с Кимом Филби, ведь для того, чтобы как-то компенсировать эту рану, пришлось выпускать не только документальные, но игровую картину с попыткой переиграть прошлое.
Главный герой ленты - бывший начальник Секретной службы Её Величества Филип Кимбли, перешедший на сторону заклятого врага и сбежавший от расплаты в Советский Союз. Разумеется, в этом персонаже угадывается Ким Филби - несмотря на то, что должность перебежчика выше, чем у реальных фигурантов, да и сам Филби несколько раз упоминается по ходу действия. Но намёк с инверсией имени более чем прозрачен.
Кимбли пьёт, дебоширит и вообще смущает принимающую сторону, вследствие чего ему находят рискованное задание. Перед тем, как перебраться в СССР, Кимбли спрятал бухгалтерскую ведомость - список британских агентов на содержании у Москвы. Теперь ему надо вернуться в Британию, раздобыть этот список и получить в награду за услуги миллион швейцарских франков.
В КГБ сидят не дураки, потому они понимают, что Кимбли, стоит ему лишь ступить на территорию Соединённого Королевства, тут же арестуют - и следы многолетней депрессии и алкоголизма не прикроют.
Значит, ему надо сделать пластическую операцию, которая превратит малоизвестного британского актёра в кинозвезду Майкла Кейна, выправить документы на имя Сергея Кузьминского и вручить билет до Лондона. На родину, впрочем, Кимбли-Кузьминский возвращается не один, но под надзором громил с Лубянки.
По прилёту Кимбли-Кузьминский заявляет на пограничном контроле, что он перебежчик, его тут же уводят - под удивлённые взгляды непутёвых сопровождающих, далее переправляют в Министерство внутренних дел для допроса, откуда он тут же, пользуясь своими реанимированными навыками, бежит, чтобы начать собственную игру.
Как оказалось, Кимбли-Кузьминский и не думал вновь работать на КГБ, он рассчитывает, подняв свои старые связи в MI-6, продать список агентов британцам, которые дадут за него гораздо дороже, после чего зажить жизнью состоятельного пенсионера где-нибудь в Швейцарии.
Дальнейшие перипетии не особо интересны, ибо с самого начала ясно, что у чекистов, несмотря на брутальные методы и полную безнаказанность на территории Британии, ничего не выгорит, а вот у ветерана разведки, предавшего в этот раз тех, за ради кого он предал в прошлый раз, всё получится - не исключая и восстановления отношения с дочерью Пенелопой, которая все эти годы жила с клеймом, но тёплые чувства к отцу не утратила.
Кстати сказать, наблюдая, как Кимбли-Кузьминский и его Пенелопа скрываются от преследующих их безжалостных убийц из КГБ, которые не остановятся ни перед чем, только бы выполнить волю Кремля, закрадывается подозрение, чем именно вдохновлялись разработчики операции с семейством Скрипалей три десятилетия спустя.
Итак, авторы картины целиком на стороне Кимбли-Кузьминского, который не только изменил присяге, но и нанёс существенный ущерб интересам Великобритании; он не то что не получает заслуженного наказания, но буквально весь в шоколаде - от Лубянки ушёл, без пяти минут миллионер, опять же любящий и любимый папочка.
В чём тут причина? Мне кажется в том, что дело Филби вызвало у британцев настоящий разрыв шаблона, от которого они так и не смогли оправиться. Вот если бы Филби продавал секреты за деньги, это было бы грязно и мерзко, но, в конечном итоге, извинительно: деловые взаимоотношения без покушения на основы.
Но Филби был не только агентом по идейным соображениям, он ещё перебежал в СССР, предпочтя старой доброй Англии, пусть и пришлось бы провести несколько лет в тюрьме - в самом худшем случае, красный Мордор.
Именно это обстоятельство и не укладывалось в голове: как, как можно было отвергнуть Англию, ведь Филби не был ни тупым, ни необразованным, ни ограниченным? Ты можешь иметь претензии к политике конкретного правительства, к собственному начальству, но ставить под сомнение саму британскую цивилизацию - категорически нельзя.
Соответственно, этот удар под дых было необходимо каким-то образом, пусть и на символическом уровне, нейтрализовать. Да, уже не Филби, но Кимбли некогда отряс прах родины, но в душе он всё равно остался англичанином, он всё равно любит свой Остров и безумно скучает по нему и вообще по Свободному миру.
Да, реальному Филби не получилось вырваться из лубянской тюрьмы без решёток, но Филби виртуальный, когда перед ним такая возможность представилась, не колебался ни секунды: он ничего не отвергает и не отрясает, просто обстоятельства сложились неудачно, потому нет никакого предпочтения Мордора перед Англией, есть только одна Англия - вечная и прекрасная.
Блудный сын вернулся, доказав, что отец был прав, а он нет, и раз так, то отчего бы не простить его, позволив Кимбли-Кузьминскому увенчать свою карьеру хэппи-эндом? Мы же не звери, нам и денег не жалко, главное, что было поколебленная ценностная иерархия восстановлена: британское цивилизационное первенство никто и не думает оспаривать.
Любопытно, что такое признание имеет значимость, только если оно сделано полноправным и свободнорождённым англичанином. Многочисленные нынешние стоны - «Выпишите меня из русских, я ваш, я британский на сто процентов!» - впечатления на островитян не производят.
У понаехавших субъектности нет.