(no subject)

Jul 19, 2018 12:48

Федерико Феллини,
пока он ещё не ушёл в астрал собственной гениально-монструозной фантазии, давал мастер-классы начинающим кинематографистам по поводу того, как именно следует снимать картины в популярном у интеллектуалов жанре про идиотизм провинциальной жизни.
Речь, естественно, о картине «Маменькины сынки», которая, как следует из аннотации, построена на материале личных воспоминаний Феллини о своём отрочестве в родном Римини. В фильме название городка, в котором происходит действие, не фигурирует, но по отдельным деталям нетрудно догадаться, что именно малая родина и послужила источником вдохновения: аннотация не соврала.
Итак, небольшой приморский курортный город, где жизнь есть только летом, в остальные три четверти года можно умереть со скуки. Самое лучшее, что может сделать родившийся здесь, это - бежать, как только появится возможность: Милан, Рим, Бразилия - не важно, главное - вырваться прочь из этого болота.
Да, местность здесь довольно живописная - не Териберка из «Левиафана», но настроение всё равно чеховское, пессимистическое и упадническое: нам врут, что Италия повсюду прекрасна, есть отдельные клочки, но в остальном она - тот же уездный город С.
Подстать окружающей обстановке и главные герои - компании из пяти великовозрастных парней, которых переводчики осторожно окрестили «маменькиными сынками», но более точно определение - это «балбесы».
Они, в основном, не работают, не учатся, сидят на родительской шее, скучают, болтаются по опустевшему побережью, гоняют в бильярд, заводят интрижки, которые, когда не повезёт, приводят их к алтарю.
Если говорить моралистически, эти пятеро - человеческая плесень, которая не заслуживает минутного внимания, не то что целого фильма. И Феллини вместе с коллегами-сценаристами это прекрасно понимает, потому, пускаясь в суровую социальную критику, в бичевание современных ему нравов, переворачивает ситуацию с ног на голову.
При всей своей ничтожности - с точки зрения общественных установок - эти пятеро выросших вместе друзей невероятно симпатичны: они - весёлые, талантливые, озорные, бесшабашные, расслабленные, заводные, искренние, простодушные.
Они не испохабленные провинциальной безнадёгой ублюдки, сопереживать которым нет ни возможности, ни желания, но этакие младшие братья - пусть и непутёвые, но всё равно искренне и глубоко любимые.
А раз это младшие братья, за которых ты по-настоящему переживаешь, то тогда картина из скучной (бездарная жизнь бездарных людей) превращается в захватывающую и глубоко волнующую: «Вы же на самом деле классные парни, вы никакие не лузеры и недотыкомки! Завязывайте маяться этой дурью, беритесь за ум - весь мир принадлежит вам. Ваш режиссёр это уже доказал: он уехал из Римини в никуда, а за фильм о вас возьмёт «Серебряного льва» в Венеции».
И это смещение акцентов (от презрения к участию) вытаскивает всю картину, к которой поначалу относишься с оправданным предубеждением (ещё один столичный хлыщ пытается подняться на беспроигрышной теме - запомоиванию провинциалов), но очень скоро, когда проникаешься к главным героям тёплым чувством, это предубеждение отбрасываешь.
Причём Феллини, как уже было сказано, к своим персонажам исключительно беспощаден: он не скрывает ни одной их негативной чёрточки (отдельные поступки заставляют просто хвататься за голову), но поскольку в основе истории лежит авторская любовь, эта беспощадность не оскорбительна, но сострадательна.
Таким образом, фильм об идиотизме провинциальной жизни превращается в фильм о драматизме провинциальной жизни, тем самым снимая конфликтную оппозицию. Нет счастливой столицы и убогой периферии: у нас в столице, если начистоту, всё то же самое.

Италия

Previous post Next post
Up