Итальянский
политический кризис выходит на новый уровень.
После того, как две победившие на недавно прошедших выборах политические силы, «Лига» и «Движение 5 звёзд», вышли на финишную прямую в деле формирования нового правительства, случилась неожиданная заминка.
Новый премьер-министр, уполномоченный, но ещё не поддержанный в Палате депутатов, Джузеппе Конте представил президенту Республики Серджио Матарелла список членов нового кабинета, в муках рождённых в ходе длительных консультаций между «Лигой» и «Пятью звёздами».
Положение будущего правительства довольно сложное, поскольку оно обречено на подковёрную борьбу двух лидеров - Маттео Сальвини и Луиджи Ди Майо, которые, чтобы не доводить до греха, отказались от поста премьера в пользу «тёмной лошадки» из Флоренции - профессора Конте.
Соответственно, для обеих политических сил важен каждый пост, каждая кандидатура, даже если она имеет неоднозначную репутацию, как у предлагаемого на пост министра экономики Паоло Савоно, известного своими призывами выйти из зоны евро и вообще скептически относящийся к Брюсселю.
Выдвижение Савино вызвало всеевропейский скандал и запустило негласный механизм противодействия. Утверждение нового правительства внезапно споткнулось на протокольном, по сути, моменте: президент Маттарелла отказался утверждать кандидатуру министра экономики.
Конте в течение нескольких дней пытался уломать президента, но Маттарелла был непреклонен. В конце концов, Конте сложил с себя полномочия премьер-министра и, как сообщают, возвращается во Флоренцию.
Но это детали. Главное же - судьба и будущего кабинета, и самого итальянского президента. Разгорячённые неудачей коалицианты заговорили об импичменте Маттарелла, который превысил свои полномочия и тем самым нарушил Конституцию Италии. Понять досаду проигравших можно: столько усилий насмарку, но вот с перспективами импичмента не всё так радужно.
Согласно 90 статье Основного закона президент Республики несёт ответственность за посягательство на Конституцию. В этом случае, а также в случае государственной измены, обе палаты парламенты могут предать его суду, если за это подано абсолютное большинство голосов депутатов.
Вопрос, однако, в том, как квалифицировать деяние Маттарелла. Часть 2 статьи 92 Конституции звучит очень лаконично: «Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его предложению, министров».
Это можно толковать двояко. Либо последнее слово за утверждение состава Кабинета остаётся за президентом, который сам решает, кого допускать, а кого нет. Либо санкция президента - всего лишь формальность.
В пользу обеих трактовок найдутся соответствующие аргументы (например, несамостоятельность президента как фигуры подчёркивается необходимостью получать на свои акты контрассигнацию у министров и премьера).
Потому однозначное решение о том, посягнул ли Маттарелла на Конституцию, отдаётся на усмотрение юристов, которые, пусть и признав, что президент всё же вышел за рамки своих полномочий, могут посчитать это нарушение незначительным, никак импичмента не заслуживающим.
Словом, ситуация, после изгнания евроскептика Савоно из правительство, складывается запутанная, выходом из которой могут стать досрочные выборы, когда, по причине корректировки политического ландшафта (получится у «Лиги» и «Пять звёзд» повторить свой прорыв или итальянское общество качнётся в сторону более умеренных партий - загадка), будет уже не до мести упёртому Маттарелла.