(no subject)

Mar 01, 2024 11:56

Замечательный
итальянский сериал «Долгая ночь. Падение Дуче» - чувственный, стильный, динамичный, волнующий; несмотря на то, что - осторожно, спойлер! - финал вынесен в названии и дальше 25 июля 1943 действие не идёт, оторваться трудно - настолько хорошо закручена интрига, идеально соблюдён баланс между реальными событиями и вымыслом.
Но - главное - этот сериал очень полезен для понимания характера итальянской нации, которая, едва ли не во всех слоях общества, состоит из предателей, интриганов, заговорщиков и отпетых лжецов, а также потенциальных коллаборантов, страстно ожидающих прихода на Апеннинский полуостров англосаксов, которые наконец-то вернут ту привычную, приятную жизнь, что внезапно закончилась 10 июня 1940.
При этом, что важно, все про всех всё знают - кто с кем в настоящий дружит и против кого, никакая тайная деятельность в стране невозможна, равно как и невозможен карающий ответ государственной машины, которая сама оказывается зависима и от общественного мнения, и от обширной сети родства, свойства и знакомства, и от множества неписаных и потому шатких правил.
Потому главными персонажами, вызывающими искреннее, хотя и парадоксальное сочувствие, на что что вряд ли рассчитывали создатели картины, для которых свержение фашизма и восстановление режима представительной демократии, с будущим сюзеренитетом над Италией заокеанской сверхдержавы, есть единственная приемлемая историософская альтернатива, оказываются, во-первых, Муссолини, во-вторых, Гитлер.
Дуче - потому, что с таким поразительно негодным человеческим материалом взялся за дерзновенный замысел построения или, точнее, возрождения средиземноморской империи - какая империя, если, при первой же попытки врага вступить на землю Королевства, армия послушно складывает оружие, а элита срочно принимается искать контакты с британцами, привечая черчиллевских эмиссаров, продвигая новую политическую программу - немедленного замирения с западными союзниками и кровавого разрывами с немцами.
Фюрера - потому, что забавный исторический анекдот («Италия вступила в войну!», «Ерунда, пошлите против неё четыре дивизии», «Нет, она вступила в войну на нашей стороне», «Вот теперь у нас действительно серьёзные проблемы») это никакой не анекдот, а самая что ни на есть правда.
Причём Гитлер выглядит в этой ситуации ещё более несчастным, поскольку даже не представляет, какую мину под него готова завести вроде как союзная держава. В инструкциях, которые Муссолини получает от своего генерального штаба перед решающей встречей с фюрером, значится, что, помимо срочной переброски вооружений и прежде всего самолётов, Германия должна немедленно договориться с СССР, ликвидировав свой Восточный фронт, и приступить к полномасштабной обороне Италии - в противном случае катастрофа неизбежна.
Муссолини, разумеется, об этой радикальной перемене приоритетов в ведении мировой войны умолчал, но одно лишь появление такого предложения - совсем в украинском стиле - факт для германского руководства печальный: не о таком боевом братстве мечталось…
Если же переместиться из сфер высокой политики в сферу лирическую, то самым симпатичным персонажем оказывается, как ни удивительно, вульгарная, пробивная, назойливая Кларетта Петаччи, фаворитка Муссолини, в объятиях которой он пытается хоть на чуть-чуть забыться от наступающих со всех сторон неприятностей и проблем.
Кларетта действительно любит Дуче, а не только пользуется его именем для устройства разного рода гешефтов в интересах своей семьи, и пытается спасти его от приближающегося крушения, являя столь редкую для итальянских мужчин твёрдость духа и здравость суждения.
Вот если бы Муссолини слушал свою Кларетту - нет, Италия вряд ли бы сохранилась как корпоративное государство, но старт для Итальянской социальной республики, без потери нескольких критически важных недель, был бы куда более благоприятным.
Но Муссолини Кларетту не слушал, а, будучи едва ли не единственным человеком в правящем классе страны, кто искренне верил в революционную миссию фашизма, наивно полагал, что эту веру разделяет не только вся страна, но и её глава - король Виктор-Эммануил.
Король же не верил ни во что, кроме спасения трона, и потому с лёгкостью пожертвовал своим премьер-министром, которого двадцать лет назад взял на роль злобного сторожевого пса; когда же пёс состарился и перестал отпугивать непрошеных гостей, его просто прогнали за ворота.
Ещё одна печальная история про человеческую неблагодарность.

Италия

Previous post Next post
Up