11 декабря: #Солженицын

Dec 11, 2014 23:01





...Солженицын был фашистом. В сказанном не содержится обвинение, и произнесённое слово не является ругательным, во всяком случае, я употребляю это слово в том же значении, в каком применяю его к Селину, или Юнгеру, или Эволе. Антикоммунизм и умеренная религиозность Солженицына объясняются не его христианством и не его буржуазным абстрактным гуманизмом, но его последовательной верой в национальное сознание этноса, в силу организации, в аристократизм элиты, в романтику традиционных способов управления массами. Он был обыкновенным идейным фашистом; русский идейный фашизм - явление столь же характерное для культуры России, как французское движение «Аксион Франсез» для французской культуры. Сочинения Ивана Ильина (недавно этого философа стали опять чтить) - вот ещё один характерный пример этого направления мысли. В этом смысле феномен Солженицына встроен в историю фашистской мысли и фашистской романтики ушедшего века и должен быть оценён исходя из этой эстетики. ...архаизмы речевые и поведенческие - сродни той псевдо-крестьянской внешности, каковую культивировал философ Хайдеггер, специально заказывавший костюмы, напоминающие фольклорную одежду баварского крестьянина. Внутри этой эстетики существует феномен Солженицына, и этот феномен - отнюдь не только русского, но общеевропейского значения. Позиция Власова оказалась для Солженицына во много крат понятнее, нежели поведение Жукова или Конева; сталинские лагеря оказались во много раз страшнее, нежели гитлеровские лагеря - по той банальной причине, что прежде всего он был антикоммунистом; всё прочее было производным от главной задачи. Сила фашистской эстетики в ХХ веке велика: она сказалась не только в сочинениях Эволы и Юнгера, Солженицына и ван ден Брука, но и в работах Ильина и Хайдеггера.
Ошибкой было бы вычленять феномен Солженицына из европейской проблематики идейного фашизма...

Ну да - именно что. Фашизм - широкое понятие, отнюдь не сводящееся к немецкому нацизму. Базовый момент тут - стремление к объединению общества (отсюда - противостояние коммунизму, постулировавшему классовую борьбу) на базе почвенническо-национальных, традиционных идеалов. Отсюда - "народничество", но также и пиетет перед традиционной аристократией...
В первой половине прошлого века эти идеи были чрезвычайно распространены. Показательно, что великий Хайдеггер, по мнению многих - философ двадцатого века номер один, активно сотрудничал с нацистами и, похоже, вполне искренне разделял многие, если не все их идеи - по крайней мере, на первом этапе... Впрочем, в последствии именно на базе философии Хайдеггера сложилась экзистенциальная психотерапия (Dasein-терапия), практиковавшаяся как раз для возвращения к нормальной жизни бывших узников концлагерей...

Нет-нет, сам по себе такой вот идеалистический фашизм - народничество пополам с аристократизмом и умеренной религиозностью - на страницах философской литературы смотрится совсем неплохо. Покуда за абстрактной философией не идёт политическая практика.
Но вот если идёт... Для того, чтобы и овцы были целы, и волки сыты, нужно как-то примирить верхи и низы общества (те самые классы, упоминаний о которых не любит фашизм). Если при этом зажимать "верхи" в пользу низов, мы получим социализм. Если наоборот - обычное классовое общество. Для "социального мира" обычно потребен внешний источник финансирования. Скажем - покорённые соседи или колонии. А это уже подразумевает милитаризацию... - и пошло-поехало.

история, Солженицын, ежедневник, фашизм, философия, литература

Previous post Next post
Up