А теперь песня...
О ныне забытой и заброшенной, а некогда гордой и неприступной красавице Мачу Пикчу. Забыл и бросил её любимый, сгинул в темнотище вековой, и даже адреса не оставил, и вот матросит её теперь грубый туристский ботинок, разглядывают со всех сторон жадные до зрелищ объективы... И торгует она красотой своей, одинокая. За большие деньги торгует.
- Дяденька, ну подайте рублик-то... А я вам спою про Мачу Пикчу.
Настроение - серая ноябрьская электричка. Вот и пацан, что идёт сквозь её вагон поёт вам сейчас о Мачу Пикчу голосом ломким и пронзительно жалобным, на мотив девочки-из-нагасаки, как и положено петь о горькой судьбе брошенных в глухом лесу красоток. Изнанка слишком длинного рукава ловко вытирает грязный нос, крепкий взгляд исподлобья... По виду же мальчонка совсем чукоцкий... И взгляд тоже.
Да, а подыгрывает он себе конечно же на старом баяне.
- Дяденька, и сигареточкой угостите пацана...
Ха, похоже, я слегка увлёкся. Заснул пока писал, а заснув, писать продолжил, так и не останавливаясь...
Хотя будет вам сейчас и электричка на Мачу Пикчу, и чукоцкий взгляд на заброшенных красавиц, и даже баян... Всё будет.
Споткнувшись о собственное лирическое наступление я и сказать забыл, что по пути с вокзала Святого Педро в городок Ойя... Олия... Ольянтайтамбо я познакомился с местными ценами на такси, на электричку, на свет, газ, воду и приключения... Цены я сложил внизу (вдруг это никому сейчас не интересно?), а здесь спешу повесить речку. С названием рокочущим - Урррубамба. Я к ней два часа приглядывался, пока ехал в поезде, фотографируя исподтишка.
Нашёл её совершенной букой. То есть не сплавной. И оценил на твёрдую шестёрку. А это обычно означает латунную грамоту с фамилией героя на ближайшем валуне. И двумя датами.
Впрочем интернет мне подсказывает, что здесь в разлив рафтеры всё-таки орудуют веслом и тогда это четвёрка... Что ж, был месяц май, и каштаны цвели где-то, но не здесь. Мне почему-то кажется, что в мае на Мачу Пикчу лучше всё-таки поездом. Или пешком. Но способы добраться и потрогать Мачу Пикчу я сложил в одну кучу с ценами. А Урубамба это не очень прямой, но очень честолюбивый путь попасть... в Бразилию. Ага, Урубамба - Укаяли - Амазонка... Мачу Пикчу - Пукальпа - Икитос - Манаус... Эх.
Но хватит сплавляться по Урубамбе, мы уже в Агуас Кальентес, городе авантюристов и прочих безусловных искателей приключений!
Ничего страшного, просто небольшая формальность. Проверка документов...
В парне с большим красивым топором подозреваю Пачакутека, того самого, который скорее всего и сделал Мачу Пикчу счастливой, а потом бросил. Этак в веке 15-ом.
А пока патруль вам вежливо улыбается, постарайтесь запомнить это место. Прямо у них за спиной и чуть за углом прячется тикет офис для посещения и Мачу, и Пикчу. С 5 утра до позднего вечера идёт раздача тикетов. А за левой рамкой кадра есть кафешечка с уверенным вай-фаем. Вай-фай в Затерянном Городе...)
И продолжая развивать свою южноамериканскую традицию демонстрации кроватей и унитазов...
Но унитазы надоели, честно. Ставлю вместо них вагон электрички. Класс "nuevo backpacker".
И осталь, Inti Pakarek. Метров 300 вверх от сувенирного базара в сторону горячих источников.
А вообще же Агуа Кальентес достаточно придирчив только к приезжим кошелькам. Старательно подражает салфетками и ценами своих вполне милых ресторанов лучшим туристическим европейским променадам.
Оставляет о себе нелиняющую память с сувенирных развалов.
И вообше всячески повергает в сон...
...или просто релакс. Особенно после трека.
Но нам-то расслабляться некогда! Вы что, в этот журнал спать пришли?! У нас только сутки, а Мачу Пикчу ждать не любит, после заката ласковым пинком провожая всех гостей...
Поэтому срочная погрузка в-каждые-полчаса-идущий автобус и через восемь километров вы на пороге чуда света. Порог оборудован современными турникетами-туалетами, кафешечкой, стоянкой автобусов, а главное, внимание! - камерой хранения... Ну-ка покажите, что там у вас с собой... Нельзя смотреть на чудо света с большим рюкзаком (сдавайте!), нельзя при этом пользоваться треккинговыми палками (сдавайте!), а главное нельзя ни есть (сдавайте!), ни пить (сдавайте!). Можно только смотреть и только восхищаться.
Вот этим.
Я не знаю, как долго вы в состоянии восхищаться без еды и питья, но сейчас вам не так уж и плохо, поверьте. Вы можете очень уютненько помотреть и послушать про Мачу Пикчу, при этом запастись пивом и попкорном, если шеф не против... А ещё солнышко. В три часа дня оно ломает свои лучики о головы присутствующих с невиданной мною индейской щедростью. На этом фото его особенно много, да.
Под попкорн самое время перейти к историческому отступлению.
Как вы все здесь знаете,
Затерянный Город это находка Индианы Джонса, сумевшего потом зазвездиться ещё и в Голливуде на этой почве...
Шутка. Под попкорн.
Так вот, 99 лет назад Хайрам Бингем направлялся вовсе не за каким-то там Мачу Пикчу, о котором ни разу не писали испанские хронисты, а в Вилькабамбу, последнюю столицу Великой Империи. Вот что значит изучать историю с географией по букварям. В книгах фига выглядит часто совсем по-другому, чем та, которую встретишь и сорвёшь на самом деле. Поэтому как опытный путешественник, знаток и любитель ЮА, да и просто везунчик, он решил проверить слухи, так сказать... Заглянул в кусты.
После этого развалины Мачу Пикчу ещё долго находились в процессе освобождения от кустов, но в конце концов ЮНЕСКО внесла его в свой, не слишком широкий на мой взгляд, список мировых культурных радостей... Что из этого получилось, вы сейчас увидите.
Вообще-то свеженайденный Мачу Пикчу выглядел примерно так:
Взято
отсюда.
Похоже на Город, Заброшенный и Затерянный.
И сравните:
Дома отрастают на глазах, как будто по программе для погорельцев от правительства РФ.
А теперь сделайте свой взгляд покрепче и разбейте картинку на три части - ближний план, дальний план... и самый дальний.
Так вот ближний план загромождён у меня остатками домов знати и священников, храмами (внизу справа настойчиво маячит Храмик Солнца) и церемониальными ваннами. За их широкими спинами прячутся Храм-Трёх-Окон, Главный Храм и бесстыже лысая Священная Площадь.
Дальний план от ближнего как бы отделён зелёной полосочкой травы. В домиках справа специалист легко определит жилые дома и мастерские, а перед ними тюремную группу. Вот такой вот ансамбль... А вот четыре ступеньки на заднем плане слева чуть ли не обсерватория. Там стоит специальный гранёный (кто сказал стакан?) камень, к которому инки привязывали Солнце и следили, чтобы оно не убежало... Если серьёзно, он нужен был действительно за наблюдением за Солнцем, исключительно в календарных целях. Вообще-то подобные камни некогда стояли по всей Империи, но конкистадоры в благоверном испуге снесли их.
И совсем уж дальний план показывает вам гору, Уайна Пикчу (Молодая Гора) с Храмиком Луны наверху. Но пускают туда только с 7 утра до 1 часа дня. Так что картинок с неё здесь и сейчас не ждите.
Но пройдёмся всё же...
На самом деле постройки Мачу Пикчу выглядят по-разному. Аутентично здесь...
...чуть более отштукатуренные здесь...
...и свежие тут.
Что же, выводы потом, но не пристроить хоть что-то здесь было нельзя. Потому что аутентичные малопонятные камни не нужны гринго. Чтобы он заплатил за вход ему нужна о-че-вид-ность. Здания.
Но с другой стороны, сохранять культурное наследие тоже нужно. Вездепервые японцы своими инструментами нашли, что Мачу сползает с Пикчу Город ползёт с горы в Урубамбу.
Срочно укрепили террасы.
Хотя скажу я вам, удивительно, как достойно наследили инки на своих территориях! Влияние их культуры здесь не меньшее, чем испанское, а дорогами и тем более террасами, которые построили они, пользуются до сих пор в Перу, Боливии и, наверное, в Эквадоре. Это просто Древний Рим какой-то!
Ну и пара мелких деталей.
Алтарь.
Ступеньки.
Алтарь - ступеньки - Урубамба? Или всё-таки инки были первые изобретатели
бэйс-джампинга?
А вот ещё ступеньки. Измученные, но не древними инками... Грубым туристским ботинком.
Кстати, давно вижу вопрос о тысячах туристов, гроздьями свисающих со стен Мачу Пикчу. Ведь на этих снимках никого нет!
А вы обернитесь... Ага вот так. Вот они.
Гроздья не гроздья, но кучками, кучками они тут... Как грибы опята.
Туристов здесь не просто много. Это один из самых набитых туристами сайтов на земле. Дедушка Ленин завистливо ворочается у себя в мавзолейчике, зная о такой посещаемости...
По официальным данным в межсезонье (ноябрь - апрель) здесь проходит 500 - 600 человек в день. В сезон - 2000, и даже больше. И при этом основная территория, занимаемая развалинами сопоставима с размерами Красной площади. По данным археологов здесь проживало всего-то около 500 человек. Вот и ЮНЕСКО постоянно бодает правительство Перу по поводу 4000 ежедневных туристических ботинок, мол не выдержит красавица такого долго, хоть и каменная...
Уж простите меня за полный абзац. Абзац, полный официальных букв.
А ещё Мачу Пикчу дарит радость труда. Вот сидит человек, он устал, но он делает предупредительный свист в воздух, когда какой-нибудь чукча незаметно для себя влезет на жертвенный алтарь в поисках вечно спрятанного ракурса. Опять кому-то свистит... И куда они дели своё латинское кс-кс-с-с?...
Вот он даже привстал.
Всё... Караул устал.
Интересно, он получает хотя бы 42$ в день за это?
Глядя на такое, я тоже выбрал местечко пообзорней и расположился... пообедать правильно, в поисках лирического восприятия всего происходящего. Помогали мне в этом двое - сама красавица Мачу Пикчу и... назовём его Виракоча. Он грубоват своим индейским лицом, но прекрасен своим внутренним содержимым... И я не торопясь зашелестел упаковкой печенюшек.
Однако ведь на самом деле чертовски красиво вокруг. И тишина, если не считать шёпота двух пожилых французов неподалёку...
Горы, тёмно-зелёными мохнатыми кеглями обступили Мачу Пикчу, надвинув облака на лоб. Никогда не видел таких смешных в своей серьёзности.
Но облачка не хотят сидеть на месте. Они танцуют. У танца сложный рисунок.
И даже лама, этот недостойный здесь, обученный позировать верблюдоид, пасётся правильно и плавно.
Но чу... Чуть слышно куда-то побежала тропинка... Пойду-ка я за ней. Надпись сказала мне по-английски, что тропа убегает на дроубридж.
Дорогу преграждает мне человек и журнал. Журнал молчит, человек на красивом испанском что-то мне предлагает. Кажется он просит, чтобы я перед выходом на дроубридж завещал Министерству культуры Перу всех своих оленей. Да пожалуйста, только вот северные олени на Мачу Пикчу - такое не зажжёшь даже вместе с Виракочей.
Иду дальше. Навстречу мне щебечет группа французов... А был ли у них ещё один мальчик? И куда он делся?
...внизу справа ругается с электростанцией Урубамба.
Ах вот оно что... Вот эта головокружительная радость и называется здесь дроубридж! Инки были великие затейники. А руками рабов можно затевать удивительные вещи. Вещь тянется по скале зелёной ленточкой, видите?
Воодушевлённый, ускоряюсь... но меня встречает забор, четыре бревна и непролазные кусты дальше...
Нет, такому Министерству культуры я своих оленей не доверю. Ведь даже на таких работах, по расчистке тропы они "нанимают" волонтёров! И я повернул обратно...
Хотя всё дело было в Виракоче.
Тем более, что человек уже вышел искать меня. Меня или тело?
Ах вот оно что... Красавица хочет побыть одна, красавице все натёрли взор, подите прочь, назойливые.
И, кажется, только сейчас я и почувствовал Гору.
Только тогда, когда она остаётся одна, она становится сама собой.
Но я и ещё пара-тройка засевших в развалинах персонажа были безжалостно выгнаны вместе с ламами за пределы. Все погрузились в последний автобус, а я погрузился в себя и не торопясь побрёл по белому пыльному серпантину вниз, в ночь, к Урубамбе... Здесь рано темнеет, а мне теперь совершенно некуда было торопиться. Почти все два часа дороги на спуске меня провожали светляки. Их был миллион. Точно.
Побольше бы в жизни таких вечеров.
А теперь послушайте меня внимательно, дорогие мои...
Я не знаю, понравилась ли вам Мачу Пикчу в исполнении маленького чукоцкого мальчика или нет. По крайней мере я старался сделать всё, чтобы этого не случилось. Старался как мог, и думаю, даже оставшаяся практически информация ничего не спасёт. Если же Мачу Пикчу вам всё-таки понравилась - я не виноват...)
Но позвольте всё же вывод.
Мачу Пикчу безусловно хороша собой... Но для себя отвечая на вопрос зачем она такая одна и в лесу, скажу, что по-моему она задумывалась как маленькая летняя резиденция. Как маленькая и укромная. Как резиденция. Как дача. Как Царское Село. Но исчезли те, кто её придумал и она стала не нужна.
И сейчас она затоптана, эта красавица, и это чувствуется ещё больше, чем с другими подобными древностями... Ведь и пирамиды Гизы, и Ангкор в Камбодже намного масштабней, чем камерная, уютная, прекрасно поладившая с ландшафтом Мачу Пикчу.
Практически информация:
Как добраться.
Если быстро, то это поезд. Место отправления либо Куско либо Ольянтайтамбо. Но дорога всё равно одна, через Ольянтайтамбо. Из Куско в сезон идёт 5 поездов в день (4 часа, 110 км, от 48$ до 270$ за билет в один конец), из Ольянтайтамбо 6 поездов (2 часа, 45 км, от 31$ до 170$ за билет)
Проблемы связанные с поездами:
1)Не обращайте внимание на подсунутое вам где-то-там-в-отеле расписание. Сверяйте его только на сайте компании -
www.perurail.com 2)Дорога часто бывает закрыта на ремонт на любом участке, особенно в несезон. Если на последних 45 км - соболезную (хотя есть Пискакучо), если где-то недалеко от Куско, как было в моём случае, то можно доехать за 10 солей и два часа до Ольянтайтамбо на маршрутке-автобусе, либо за час и 80 солей на такси.
3)В Куско два ж/д вокзала - Сан Педро для местных и Уанчак для гринго. Билеты вам продадут только на последнем. Цена тоже будет для гринго.
Альтернатива. Она есть, но не в моих правилах советовать то, что сам не нюхал. Да, я тщательно готовился использовать другие варианты, но в отсутствие времени они мне не понадобились. Если кому-то нужна будет эта информация - шумите, поделюсь. Учтите сразу, что все эти варианты имеют пешеходную часть, а значит требуют время.
Но добраться до Агуас Кальентес ещё не означает Мачу Пикчу. Нужно сесть в автобус, заплатить 7$ в одну сторону и проехать 8 километров вверх по серпантину. Да, в автобусе кондей, а у водителя бэйджик. Но за 7$ в Перу можно ехать в автобусе ночь, а не полчаса. Пешком же это займёт не меньше 2,5 часов. И дело здесь не в номинале. Привыкая в Перу жить и перемещаться (с комфортом!) за 20-30$ в день, начинаешь сердиться на цены "для белых" в Агуа Кальентес. Хотя в России такие же цены не замечаешь вовсе. Ибо это норма жизни. Почти как трезвость.
A проживание меня приятно удивило. Моя комната, что потерялась где-то вверху стоила 25 солей (9$). Осталь Инти Пакарек.) Хотя для тех кому баксы давят на кошелёк, найдётся Мачу Пикчу Сэнкчуари Лодж, наверху, прямо у входа к красавице и с нею же в окне. От 700 до 1200 баксов номер.
C покушать чуть сложнее... Все местные заняты в обслуге, и питаются в основном дома. Поэтому вам будут настойчиво навязывать куй из микроволновки солей за 90, забыв про курицу за (дорогие!) 20... Ну вы же гринго, зачем вам курица?
И последнее. Доступ к телу, если вы не ребёнок и не студент, стоит 126 солей (42$). Хоть на день, хоть на час, хоть на раз одним глазком.
А Виракоча это верные 200 грамм ароматного 40-градусного ликёра, заваренного на местных листиках. Лучше, чем пиво и попкорн...)
Ну хоть это-то не баян, а?
Дорогие мои, как-то так незаметно и вдруг, моё Перу закончилось... Я насчитал 12 постов за 10 дней поездки. Впереди Боливия, но я бы хотел отгородить её от Перу крепкой такой живой изгородью из других мест. Вы не против?