Прежде чем прикончить очередную африканскую серию, я хочу смыть накопившиеся от неё эмоции чем-нибудь санитарно одобренным всей мировой туриндустрией. И если предыдущий пост был покрашен в жирный чёрный цвет и хрустел на зубах грязной солью, то сегодняшний тур в Африку будет розовым, волнующим и воздушным, местами располагающим к просмотру с детьми, то есть без обычного чукоцкого занудства. Ну, или почти без...) Это будет
уже упомянутая бочка природы после ложки триллера.
Итак, ещё один африканский национальный парк - Накуру, Кения. Классическое сафари, в котором я, не без помощи зверюшек, буду убаюкивать вас голосом Николая Николаевича Дроздова, погружая в африканскую недействительность.
Да, именно такой Африкой различные художники баюкают всех вазунгу, начиная с диснея и заканчивая нэшнл джеографик... Буйство природы на розовом фоне бесконечного рассвета. Силуэт акации в правом углу. Ладно, я обещал...)
Сегодня я буду преследовать только одну цель - я покажу Африку однажды кем-то нарисованной, и растиражированной затем в сотнях тысяч одинаковых картинок. Для преследования мне понадобится джип и вагончик розовой краски, ибо моя обычная чёрная здесь не годится. Зато нарисованный мною розовый свет будет исходить отовсюду.
Вот, например, видите ту лёгкую розоватую накипь в шевелящемся расфокусе? И уже догадываетесь, что это?
Гейм-драйв в Национальном парке Накуру можно назвать приятным и легким, особенно если он случился у вас ранним утром.
На гладкой грунтовочке играют так называемые ажурные тени, ветерок не жалеет свежести, а эфес шпаги банка таскера дружески холодит ладонь. Парк расположен на высоте не менее 1700 метров, и создаёт вполне комфортный температурный режим.
С дружеским таскером пейзажи начинают принимать очертания донской поймы где-то на излёте жаркого лета. Да и без таскера, по-моему, тоже.
Но вместо вербы у просёлочной дороги раскинулась акация, да и Джон почему-то слишком пристально к ней относится. Чего смотреть-то... совершенно напрасное растение эта ваша акация, хотя бы и с модельной внешностью.
Время от времени так и тянет по-рассейски плюхнуться в кусты, накрошить помидорчики, достать запотевшую... вздрогнуть...
Джон с содроганием прочёл мои мысли.
- За то что турист окажется здесь просто вне джипа, нас лишают лицензии, а значит и работы. Если же над кем-то из них надругается местная фауна, то нас ждёт обязательный тюремный срок, лет до 15-ти.
- Джон, но над этой вот фауной я бы мог и сам надругаться доминировать. Справился бы... с помощью силы, быстроты и натиска.
Но приозёрные перелески Накуру быстро заканчиваются и я забываю даже про таскер... а также про силу и прочий натиск.
Прибрежные луга содового озера Накуру плотно набиты фауной. Выходить из джипа и доминировать уже не хочется.
Вкатываемся вплотную к самому берегу.
Рассвет мы, увы, не застаём, но обязательная одинокая акация стоит на месте.
Плоская как стол поверхность, на которую ненароком опрокинули ёмкость щелочного раствора, геологических размеров.
Вблизи берега ничего не растёт.
Здесь мы всё-таки можем выйти из джипа и побродить.
Над озером висит равномерный приглушённый гул, будто где-то в огромном невидимом ангаре трудится над производством пачки соды одна тысяча северо-корейских рабочих.
Но это всего лишь фламинго.
И их здесь миллион.
Прежде чем показывать каждую птицу, я представлю вам остальные, снятые в эту запись, лица.
В коммуналке площадью в полтора Лосиных Острова (180 кв. км.) прописано тысячи рогатых, усатых, носатых и гривастых физиономий. У каждой из них своя легенда и своё отсутствие судимости.
Вот, например, уотербак. Это лёгкая чукоцкая форма искажения английского слова "waterbuck", что в вольном переводе означает "водяной козёл". И там, в задних рядах... уберите свою берданку. За стрельбу в парке отдают на пожизненное надругание, в благоустроенную кенийскую тюрьму.
Да и к тому же уотербак невкусный и вонючий.
Газели Томпсона.
Раньше частенько выезжали в Голливуд, на съёмки в мультфильмах, правда, в эпизодические роли. Последнее время их что-то не приглашают, но эту, маленькую, я бы пригласил.
Да убери же ты ружжо, кому говорю!
Саванная зебра.
Кусок саванной зебры. Выбрал самый выразительный и чувственный.
Хотя, понимаю, что зебра кусками - это на любителя.
Жирафы. Какая-то плебейская и невоспитанная разновидность, в отличие
от сетчатого, из Самбуру.
Почему "плебейская"? Уткнулись в тарелки, начхав на два десятка потных анималистов вокруг, жаждущих знакомства и улыбок.
Дальше голосом бродячего уличного фотографа:
- Ах ты, моя парнокопытная... Ну кака фемина, и взгляд, и ресницы, и формы... лебединый изгиб рога... Мадмуаззэль, позвольте Ваш портрэт... 200 мм у меня найдётся...
Но, оборачиваюсь, чуя хмурый взгляд исподлобья.
От неожиданности даже слегка качнул своим горизонтом. Сразу понимаю, что между влюблёнными мне не место... Как-никак, а представитель G8 Большой Пятёрки.
p.s. Макс, привет!
Пойду-ка я лучше к носорогам.
Тоже когда-то ненароком вступили в Большую Пятёрку, из-за чего приходится теперь жить в этой тесной коммуналке, Накуру. Романтики-зоологи различают в Накуру чёрную и белую разновидности... Но отставить чёрное и белое!
Розовые они сегодня.
Просто немного извалялись в пыли, к вашему приходу.
Что за коммуналка без криминальных элементов?
Вот вам, пожалуйста... Хищник.
Мелкая масть, согласен... с повадками щипача-карманника. Разоряет гнёзда, боится лишний раз макнуть в щёлок лапки.
Но и на этой жилплощади проживают авторитеты, просто они как и положено - теневые. Джон уже полдня обзванивает знакомых драйверов... не было? Не видели? Взглядом облазил каждую акацию в парке, ищет льва, или, чего доброго, леопарда.
- Со мной вы обязательно увидите всю Большую Пятёрку! Я профессионал, я двадцать лет на сафари!
Пытаюсь успокоить человека, объясняя, что в привозном липецком зоопарке тоже есть лев, и в хорошем состоянии...
- У нас тоже есть, вот увидишь! Наше сафари не хуже липецкого!
Но давайте же и мы заглянем на антресоль.
И первой нас встречает птица-санитар. Не обращайте внимания на её заурядную внешность. Это полезная птица. Небольшой отряд этих птиц в состоянии истребить запасы просроченной колбасы в среднем российском гипермаркете, проглотив компромат даже не пережёвывая, без откатов и отходов, и разорив тем самым городской потребнадзор.
Нет, никто в этом органе не достоин носить звание птицы такого высокого полёта.
Предлагаю им срочно учредить звание Марабу. За особые заслуги перед Отечеством.
Птицы пеликан в большом изобилии.
Изобилуют они по всему периметру Накуру, деревенским гусем заполнив прибрежную топь. Такие же важные, громогласные, неповоротливые... и да, непрерывно какающие.
Но деревенский гусь подавится своей важностью, если увидит полёт пеликанов.
Неуклюжие на земле, с дурацкими саквояжами в неожиданном месте, в полете эти птицы похожи на стратегическую бомбардировочную авиацию. Вполне возможно, что в некоторых африканских странах они её и представляют.
Вот так они взлетают и парой идут на бреющем.
А затем, сделав крутой разворот, заходят на цель.
Да спрячьте вы головы куда-нибудь... Пеликаны атакуют.
Здесь уже целая эскадрилья гидропланов.
Хотя я видел как садится и взлетает настоящий грузовой гидроплан. Это жалкая подделка под пеликана.
А разворот всей шеренгой в воздухе? Не нарушая строй?
Понятно, чтобы при таком количестве изящества на один квадратный метр неба, на какого-то там степного орла никто, кроме чукчей, внимания не обращает.
Разве что возле этого блондина развернётся пара джипов.
Африканский орёл-крикун. Тоже рыболов, кстати, в отличие от предыдущего, степного орла.
Но вижу, что зоологически мыслящий читатель уже приготовил мне каверзный вопрос и собирается им меня застрелить, как уотербака пару минут назад.
"Эта откуда жеж в щелочном ведре столько еды для пеликанов и прочего рыболовного кооператива? А? Что за рыба такая тут? Или орлы-блондины перешли на планктон?" - хитро прищурившись, целится в меня вопросом подкованный читатель.
Целится... и не попадает.
Этот пруд, пригодный, казалось бы, только для стирки портянок, основательно зарыблен. Смелую рыбку, согласную с такими условиями, зовут тиляпия Магади (Alcolapia Grahami) и родом она из одноименного озера с таким же кислотно-щелочным балансом. В 60-х её завезли в Накуру... и ей здесь понравилось. Но желающие могут погуглить, ибо это тема многих успешных диссертаций :)
Скажу только, что здесь роскошные корма для этих рыбок - сине-зелёные водоросли и планктон. Получается замкнутая пищевая цепочка, готовая для учебника природоведения.
Насыщенная солями и минералами вода озера даёт пищу для буйного роста бактерий, водорослей и планктона, становясь кормом для тиляпии, которую рыбачат пеликаны, блондины и бакланы... и набивают ею своё брюхо и саквояжи, производя большое количество гуано. Гуано заполняет берега и дно озера, в сочетании с содой превращаясь в соли и минералы для бактерий, водорослей... тиляпия... блондины... саквояжи... гуано...
Короче, налицо замкнутый цикл.
И прервать его может только человек неразумный.
К примеру, вот как этот потерпевший, который никак не может отделаться от назойливых прибрежных какашек.
Обувайте только закрытую обувь, дорогие мои.
Я уже было и забыл, о чём пишу этот пост, но вот глянул на предпоследние фотографии, и зарделся... в розовое.
Фламинго.
Удивительный птиц. Своей приверженностью к определённым бытовым условиям они всегда напоминали мне... ну допустим, работников балета. Вот вы знаете, например, что для того, чтобы нормально поесть, они должны вывернуть голову наизнанку и цедить, цедить вонючую воду... Чтобы не отморозить себе в ледяной воде обе лапы, они научились часами стоять на одной, грея другую у живота. А птенцов в первые дни им приходится выкармливать молоком, но только птичьим. При этом для проживания им подавай такие вот озёра, желательно с изуродованным кислотно-щелочным балансом. Да, повторяюсь... Мне нетрудно :)
Фламинго на самом деле одна из самых хрупких деталей отдельно взятой экосистемы, такой как содовые озёра Рифтовой Долины... Даже в сравнении с пеликаном. Пеликан может селиться везде в Кении, от Виктории и до Туркана. Рыба и тёплая вода - вот всё, что ему нужно. Фламинго полностью зависят от состояния водоёмов, на которых живут, то есть от их уровня воды. К примеру, за 50 лет существования Парка, озеро пару раз пересыхало почти полностью, и фламинго покидали его. Благо, что им было куда лететь - на Эльментейру, Баринго и Богорию... Но слишком высокий уровень воды это тоже плохо - уменьшается насыщенность минералов, хуже растут и развиваются водоросли и планктон.
А если добавить сюда испорченную экологию... Ведь окружающий ландшафт хорошо видно. И лучше всего видно, что он антропогенный.
Очень хрупкий у фламинго стол. С такими же тонкими ножками, как и у неё самой.
Да что там что ножки... Странный, играющий красками, розовый свет оперения у этих птиц.
Когда солнце оставляет Накуру, этот свет медленно гаснет, в это время воздух начинает резко свежеть, и воркующая пернатая масса будто бы наливается розовым соком.
И всё-таки мне больше нравится фламинго, приготовленные в закатном соусе свете.
Иногда фламинго взлетают.
Бесшумно и стремительно, сразу две-три-пять сотен этих сильных птиц поднимаются и летят неизвестно как выбрав единственное для всех направление.
В этот момент любой человек разумный может подавиться собственной важностью.
Но что хочу сказать в заключение, доверительным шёпотом.
Национальный парк Накуру это, безусловно, обязательное место для посещения. Даже для тех, кто запал на липецкий зоопарк. Он удобно расположен, легко доступен, и посещение его хорошо организовано.
Но.
Проще всего присвоить Накуру звание большого огороженного зоо вольера, на который из-за проволочной ограды смотрит городская жизнь. Да, город Накуру, крупнейший в Кении, всего в паре километров отсюда и иногда его приходилось прятать, открывая диафрагму.
Но ощущения другие.
Накуру это действительно тесная коммуналка, которую уплотнили лицами, зачастую находящимися в розыске. И пусть некоторые из них на самом деле требуют к себе тщательного внимания и охраны, но их рабоче-крестьянская брутальность плохо сочетается с хозяевами, благородного и розового происхождения.
К тому же соседи (homo sapiens) постоянно заливают жильцов своими отходами, а коридоры истоптаны колёсами праздношатающихся и прочих любопытных.
И про любопытство.
Уже после заката, когда джипы усталыми колоннами потянулись к выходу из Парка, Джону позвонили. Возбуждённый голос сообщил, что засекли льва, вместе со всеми координатами. Джон крутанул руль. Мы развернулись.
В сгущавшихся африканских сумерках, среди выжженной на излёте сухого сезона травы, сидела молодая львица и изредка била по земле кончиком хвоста, стараясь смотреть мимо направленных на неё телевиков. По меньшей мере десяток джипов перекрывал ей дорогу. Весь день она спокойно спала на ветке акации, одним глазом наблюдая, как под ней проносятся эти... суматошные...
"Уйду, - думала львица, - перелезу через ограду и уйду. Надоело. Говорят, что в липецком зоопарке львы... в хорошем состоянии. Вот только узнаю адрес... и уйду."
Решил устроить небольшую пояснительную. Думаю, нужна, а то, видно, уже устали гуглить.
Итак, некоторые африканизмы и идиотизмы, привлечённые в этот пост, почти по порядку:
Сафари - путешествие (суахили). И спрячь ружьё, ага. Оно здесь ни при чём.
Вазунгу - вариант множественного числа слова м'зунгу, музунгу, который в зависимости от ситуации переводится с благородного языка суахили как "белый человек", "белый кошелёк", "эй ты, белый кусок дерьма" и т.д..
Дисней - Человек-Микки Маус. Мало кто знает, как он выглядит на самом деле, но прячется он именно под этой аватаркой.
Нэшнл Джиографик - провальный мультимедийный проект с унылой подачей материала, затеянный в Америке ещё лет 150 тому назад. В настоящее время испытывает кризис страшного возраста и путается под ногами у молодых и амбициозных чукоцких жж авторов.
Гейм-драйв - нечто, похожее на психическое расстройство. Это когда здоровый вроде бы человек по приезду в Африку сходит с ума, берёт на день джип, платит от 50$ за въезд в нац. парк и едет смотреть то, что мог бы спокойно увидеть в журнале Чукчи Гека, платя только за трафик. У гейм-драйва случаются осложнения - это когда тот же персонаж едет искать обязательную Большую Пятёрку.
Большая Пятёрка - это Лев, Слон, Носорог, Леопард и Буйвол. Сочетание возникло в навязчивом бреду так называемых охотников образца позапрошлого века, которым мерещился подвиг в убийстве всем этим списком. После массово совершённых подвигов и с лёгкой руки ушлых турагентов, современные вазунгу стали платить больше за сафари с возможностью хотя бы увидеть Большую Пятёрку в одном туре.
Таскер - пиво. Просто хорошее кенийское пиво, популярное в Восточной Африке, как жигуль на волжских просторах. Что тут ещё говорить? Сколько ни возьмёшь - мало!
Планктон. Не-е-ет, это не тот очкарик с айпадом, который отдавил вам ногу в метро, сегодня утром. Это более высокоорганизованная и более плотная субстанция, состоящая из водных рачков, членистоногих и многоклеточных, и приносящая несомненную пользу окружающей среде.
Ну и, наконец, Джон. Это не африканизм, да и человек он радикально далёкий от слова идиотизм. Не только водитель, но и мама с папой на время поездки, африканский букварь, словарь и везде пропуск. Рекомендую. Просто рекомендую. Найти его можно почти во всех моих рассказах с меткой "Кения".
Всё! :)