Как в анекдоте

Apr 10, 2024 00:16

"- Нет ничего невозможного! Главное верить в себя!
- За лоб себя укуси."
Люди контролируют[Spoiler (click to open)]не все обстоятельства (и не всю свою физиологию-биологию), потому желание сделать что-то и активная целеустремленность - не станут гарантами, и не всегда помогут достичь человеку желаемого "чего-то".
Ввиду того, что мы имеем привычку судить по себе,  мы интуитивно считаем, что если нечто получилось унас, стало доступно нам, мы умеем что-то, если мы- достигли (или видели, как кто-то другой подобное сделал), следовательно,   этого же могут достичь (сделать) и другие люди. Такое понимание ситуации чаще свойственно тем, у кого есть ограниченность или поверхностность знаний, повышенная уверенность в себе,  энергичный оптимизм, или вера. В комбинациях или все вместе. В том, что касается чувств,  реакции на раздражители,  вкусов,  предпочтений, поведения, и социальных взаимодействий - ситуация аналогичная - каждый меряет по себе (в первую очередь).
Реальность обычно сложнее "ожиданий", иначе все вокруг были бы успешными дельцами, крупными учеными, эффективными менеджерами, гениальными музыкантами или художниками, рекордсменами-спортсменами, мастерами на все руки, тонко чувствующими психологами, безошибочными лекарями, счастливыми семьянинами и тд итп. Тк, раз может один, значит может и другой, раз другой, то и третий, итп.
Конечно, не имея целей и прилежания в их достижении,  продвинуться сложно. Однако, неверно будет считать главными и непреложными условиями успешности в определенном направлении- целеустремленность и волю,  и порицать того, кто менее успешен  в достижении целей (своих или навязанных другими)- что он просто  "плохо старается" или "ленится", или "недостаточно сильно хочет", итп.
Например, для сборщицы винограда, не проблема его нарвать, даже она его может и не есть при этом;  а для лисы, хоть та хотела его есть, и прыгала, стараясь достать, виноград оказался, в итоге "зелен".
Обе хотели сорвать виноград, обе старались, только результаты - разные, тк разные исходные данные. Если б сборщица сказала лисе: "да ты мало прыгала, плохо  старалась; а вот я - много ходила, корзину тяжелую таскала, ягодные кисти обрезала..   ты вот лучше б залезла на куст, вытянулась подальше,  может и достала бы ягодку, атам ягодка по ягодке, и наелась бы.. а лучше и вырастила себе руки-ноги, чтоб как вот я, встать и срывать виноград.. у меня же получается? значит и ты можешь!" - мы бы подивились этой наивности. Но когда родители говорят Пете: "смотри, твой одноклассник Гена как хорошо учится, и побеждает на олимпиадах, а еще ведь и на скрипке играет профессионально,  вот и ты тоже бы  мог так же учиться, и даже лучше, если б старался побольше" - нам это уже не кажется таким уж необычным "запросом" от родителей на старания от ребенка, потому что разница между Петей и Геной  не так бросается в глаза (внешне). Однако, разница навернякак есть, например, на уровне глубже: у Гены больше "задатков" для лучшей обучаемости  (которые он, разумеется, развивает, а не шалопай). Допустим, лучше объем кратковременной памяти,  скорость реакции, выше лабильность нервной системы, "устойчивая" психика и абсолютный слух. Петя, если он будет прилежно заниматься, может развить свои навыки до максимально возможного для него уровня, но это все равно может оказаться уровень "ниже" чем у Гены. Например, Гене, чтоб запомнить стих, нужно прочесть его вслух 2 раза. А Пете надо заучивать тот же стих 2.5 часа, с перереввами, и все равно есть шанс потом "спотыкаться".  Гена  рассказал стих артистично и на отлично, Петя, слегка волновался,  делал паузы,  он получил отлично тоже, но..  Потраченные усилия, волнения и боязнь забыть, запинания, стресс, и то, что его "отлично" все же не то же самое что у Гены, мотивацию Пети, котоаря и была небольшая, не усиливают. Достигли мальчики этого "отлично" разной ценой и с разной затратой энергии и сил,   и на математику после зубрежки стиха у Пети уже задора не хватило...
Так же, думаю, для некоторых людей (или дел), бывает, что  желание, поставновка и достижение цели (конкретным образом, допустим, как деды завещали, и это святое)- даже при потенциальной возможности реализовать именно это и так- бессмысленны (ну или избыточны?). Можно выжать все из Пети, сделав из него почти отличника, как Гена, но отравив ему детство (и не известно, полезно ли это было для Петиного будущего), и настойчиво поступать год за годом в муз училище (чтоб потом в консерваторию, как Гена). А нужно ли?. Видится разумным не ломиться в закрытые двери, а открыть другие.
Возможно, вместо того, чтобы напиваться воды именно из дуршлага (потратив время ресурсы на заделывание дырок, возможно, временное, если  он еще нужен не только как емкость для воды)- имеет смысл напиться, использовав кружку.  Не нужно Пете, как Гене, быть профессиональным скрипачом и отличником, Петя вообще-то любит животных, подлечил дворовых кошек и вырастил выпавшего из гнезда птенчика, мечтает работать в зоопарке, когда вырастет..
Потому выбор целей и активностей для разных людей может отличаться, а не обязательно "как все", по одному шаблону "успешности" или "должности", воплощая ождания семьи, школы, государства, заветы предков, или  даже свои " я вам всем докажу, что!"
При том что права, возможности предоставляемые для человека  государством (обществом), в современном мире равны (примерно), его биологические возможности, определяемые наследственностью, окружающей средой -индивидуальны. Люди по ним  - отличаются, и  не "равны" (даже если кажутся "равными" на первый взгляд). Они никогда не равны (особенно в мелких деталях).  Да, у всех кровь красная. Но у некоторых -анемия. У всех, у кого есть пальцы, отпечатки на них -отличаются.  У всех есть мозг и нервная система, только работают не совсем одинаково.  У всех есть здоровье, только сильно разное. У всех людей есть отличия: генетические, анатомические, физиологические, психические, поведенческие, и социальные. Откуда взяться тут биологическому равенству? Кроме того, есть еще и внешние факторы (среда), которые не равны, не одинаковы для всех, и контролируются нами- ограниченно.
Отличия эти в совокупности могут быть достаточно большие, чтобы нечто, совершенно естественное для одного человека, было почти невозможным для другого. Потому, нужно делать "скидку" на эти отличия,  в своих ожиданиях от других людей, и поосторожнее давить на психику лозунгами типа "человек может достичь всего", "если сильно захочет" или "поверит в себя" (или в бога)..
Абстрактный человек может и сможет, а способен ли на это конкретный человек, зависит от ряда факторов и обстоятельств.

люди, размышления

Previous post Next post
Up