История от знакомого- когда он получил первую зарплату, во время учебы в инстиутте, его дедушка "настойиво и по-доброму" попросил отдать эти деньги своей маме. Воспитывался он мамой, после развода родителей, и дедушка с бабушкой активно помогали (и финансово тоже). Но сказанное тогда дедушкой- нанесло знакомому душевную травму и обиду, и было не понято, (как же так, я заработал, а меня фактически принудили отдать) даже спустя многие годы. Потому что это была первая зп, и вполне приличные деньги- много больше, чем человек получал от мамы на карманные расходы до своей зп.
Ну, я так понимаю, откуда возникло это настойчивое предложение дедушки "отдать маме"- вероятно, что зарабатывали все работающие члены семьи, и создавали общую "кассу", и все пользовались общими средствами, на текущие нужды, включая внука (сына): жилье, одежда, еда, починки, прочие атрибуты вроде школьных принажлежностей, велосипеда или репетиторства, развлечений,, итд. Деньги семьи (мамина зп, помощь от бабушки-дедушки, алименты) шли в копилку., а покупки, выплаты и оплаты совершала мама, туда же дед попросил отдать заработанное и внуком (или сыном), как только он заработал деньги. Конечно, не без права пользоваться, но с прежними приоритетами (заработок- в семью и уж потом решать на что тратить).. Если эта сумма действительно "экстра"- то она вполне может уйти на расходы по нуждам или пожеланиям того же ребенка, заработавшего ее.
Разумеется, ребенок
до своей первой зарплаты был на иждивении семьи. А с первой зп- стал сам- вкладчиком, содержателем. Как бы полно-правным и полно-обязательным.
Откуда обида и душевная травма? Наверное, от непонимания явления зависимости, и обязательств, а может, и чувство благодарности не сформировалось (что желательно не только брать и пользоваться, но и давать, благо-дарить, когда есть чем), или потому что был развит эгоизм (или инфантилизм). Был когда-то мультфильм- когда мартышка делилась бананом с друзьями, ей очень не хотелось им делиться, он был -ее! как можно отдать свой банан кому-то? Но, когда мартышка им поделилась, он вернулся к ней же.
Обычно, в семьях, если нет каких-то перекосов, так же и происходит с "вкладами" детей.
Конечно, у детей в семье нет и не может быть абсолютной "свободы", но есть некоторая обусловленная (варьирует, и зависит от особенностей семьи), и, фактически, ограниченная волей родителей. Такова норма жизни. Слабость предполагает меньше свобод.
Откуда б у людей, живущих в обществе, могла взяться свобода ( в ее идеальном, а не правовом понимании)? Особенно у детей и подростков... Даже в правовом отношении свободы развивались и добавлялись только когда для этого появлялась "материальная" база.
Свобода, например,финансовая, от семьи может появляться в случае, когда член семьи жввет полностью отдельно, и отдельно же САМ обеспечивает все свои нужды. Если ему нужна помощь -то это уже будет зависимость, а значит и "несвобода".
Отдельность проживания немало способствует и свободе психологической (и само собой, физической).
Помню прикольный случай, когда дочка (22 года) сказала папе с мамой, бросив учебу в колледже (оплачиваемом родителями же)::"Все, хватит, надоело мне там учиться, жить с вами и слушать вас, личную жизнь не устроить, хочу жить отдельно, быть независимой, делать что хочу, решать сама. Переезжаю в город Н. Обеспечьте мне столько денег, чтобы хватало на жилье и питание, и прочие расходы, может, и на учебу там.Чтоб я наконец-то смогла жить самостоятельно и независимо от вас!"
Да, найти работу, чтоб хватало оплачивать жилье, учиться, питаться, итд, у нее не получалось, подработок не хватало никак.
Не шутка, а человек 22 лет считает, что он может жить самостоятельно, но на почти полном обеспечении родителей.
Материально, далеко не всегда переход от зависимости к независимости (и финансовой свободе) осуществляется "скачком". Чаще это плавный поэтапный процесс. И редко он случается с наступлением соверешеннолетия.
В отношении члена семьи- зависимость -это состояние априори, для того семья. и создавалась, в ней все от всех зависимы, и все имеют обязательства (нравится это или нет),. и это устройство (семейный уклад) способствует развитию и прогрессу человечества .
Потому свобода в семье- либо абстракция, либо частная иллюзия, либо присутствует какой-то частичкой, ибо сама конструкция семьи предполагает наличие зависимости, обязательств, присутствие связи, т. е - отсутствие свободы.
Без взаимных привязанностей и обязательств человечество оказалось не способным эволюционировать и развиваться. Основная причина- это долгое развитие- взросление детей, с которым женщина в одиночку справиться- не в состоянии физически. Для выращивания детей нужна помощь (отца, родственников, родителей, друзей, соплеменников), а значит, несвобода всех участников процесса, во имя цели- продолжения рода.
Вот у рыбок другая история, дети (мальки)- в большинстве случаев - совершенно свободны от родителей, с рождения, и предоставлены сами себе.
А у людей- не так, мы используем иные стратегии выживания вида( и рода).
Свобода -тождественна независимости. Независимость дает сила (финансовая, физическая, духовная, психическая)- позволяющая не образовывать связи или избавляться от них.
Ответственность является частью зависимости.
Равно как дети в семье не обладают свободой, так же и их родители ею не обладают -хотя их несвобода меньше.
Как родители имеют обязательства перед детьми, продиктованные им родительской природой и устрйоством общества, так и дети имеют обязательства перед родителями. Степень их вариьирует от культуры к культуре, но минимум (иждивение, опека, забота со стороны родителей, и ответная помощь-работа на семью по достижении способного возраста от детей) есть у всех.
Что касается психологической зависимости -человек либо впадает либо нет, и это обусловленно его личностью.
Любовь людей друг к другу - это тоже зависимость, и несвобода..