Оригинал взят у
periskop в
70 лет назад. Новые ордена и приказ №227Буквально на днях исполнилось 70 лет двум знаковым военным событиям: учреждению в СССР орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского и легендарному Приказу № 227, который получил неофициальное название "Ни шагу назад!". И эскизы орденов, и данный приказ правились и редактировались Сталиным, особенно проект приказа - в нём чувствуется сталинский лексикон, который ни с чем не спутать. Читаешь, и сегодня мурашки по коже, такая была ситуация. Приказ в газетах не публиковался, но был зачитан перед строем всем бойцам и командирам Красной Армии и Флота.
В эти критические недели конца июля, августа и сентября, прямо скажем, Советский Союз оказался буквально на краю пропасти: вермахт прорвал южный фронт, с ходу вторично захватил Ростов, затем сумел вывести из строя северо-кавказский нефтеносный район, и если бы немецкие войска, наступая далее, смогли бы перерезать все поставки нефти из бакинского промышленного района на фронт, то судьба СССР могла бы сложиться катастрофически. Сейчас мы знаем, к счастью, что этого не произошло, и наши предки выстояли, но 70 лет назад в эти дни это было совершенно непонятно.
Ниже - статут новых орденов из "Красной Звезды" от 30 июля 1942 года и текст приказа. Кто не читал - почитайте, вникните, текст очень суровый и сильный.
Приказ №227 от 28 июля 1942 г.
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа.
Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги.
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас - это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ - значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой.
И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель - покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует.
Верховное Главнокомандование Красной Армии ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны Союза ССР
И. Сталин
2. Статут новых военных орденов. Интересно, что они были учреждены в самое тяжелое время. И просуществовали до 7 сентября 2010 года в том, сталинском виде, пока президент Д.А. Медведев наградной реформой их не отменил.
3. Вот такие тревожные сообщения превалируют даже в армейской газете, о падении Ростова было обьявлено чуть ранее.
PS. Мой дед Василий Сергеевич в эти дни отступает к Дону, ему осталось воевать ещё полтора месяца, потом он будет убит. Бабушка, Аграфена Степановна, успела в последний момент эвакуироваться из города Шахты, и в конце июля переправляется со своими детьми (отцу 1 год и месяц, его старшей сестре Нине - 10 лет) по паромной переправе северней Сталинграда. Затем они будут ещё полтора месяца добираться до Прокопьевска в Кузбассе, где переживут остаток военного времени.
До Волги передовые танковые части немцев дойдут 23 августа.
История
ордена Александра Невского в посте
kvdm Click to view
Про расстрел отступающих частей.
Про наши заградотряды, истребляющие отступающих батальонами и полками не писал наверное только самый ленивый либерал. Михалков вообще показал. Что заградотряды вообще расстреливали наших наступающих, как только те вылезали из окопов в атаку. Между тем ни одного примера, тем более документально подтвержденного нет и судя по всему не будет.
Касаемо немцев - есть у меня знакомый воронежский поисковик, работает по итальянцам и венграм.
Вот его рассказ про уничтоженный немецкой артиллерией венгерский батальон: 'По поводу Венгров - это где-то примерно на полдороге между Острогоржском и Воронежем. Т.е. если вдоль Дона двигаться (примерно) Это было в январе 1943-го года. Венгры драпали, а было их около батальона - вроде как целенького, не потрепанного. Со всем венгерским шмотьем, которое было им положено плюс то, что наморадерили за лето-осень. А уж что-что, а мародерить они умели. В Воронежской губернии немцев так не ненавидели, как этих. И по сю пору хорошо их помнят. Ну да ладно... Это я к тому, что не выбивали их с позиции, не бросали они "блины" обжитые второпях, а сами решили, что время им пришло устраивать стратегический маневр под названием "ретирада на заранее подготовленные позиции". И видать достойных позиций они по дороге не увидели, а потому стремительно рвались вперед, а точнее - назад, поглубже в тыл. А не давали им останавиться и поразмыслить наши пехотинцы. Точнее - серьезно потрепанные остатки стрелкового батальона, появление которых, собственно, и послужило побуждающим мотивом к оставлению мадьярами своих окопов. Здесь надо сделать паузу в описании этого странного преследования. Дело в том, что в Воронежской области серьезных позиционных боев почти нигде и не было. Для того, кто смотрел "Они сражались за Родину" можно напомнить как раз события фильма. И как в песне: Взвод стоял, Оставшийся от роты. Той, что оставалась от полка... Только тот полк отходил южнее Воронежа на Сталинград. Но и в окрестностях в 42-м творилось примерно то же. Наши цеплялись за какую-нибудь высотку, речку, лесочек или еще за что-нибудь, что из окрестного пейзажа наилучшим образом подходило для обороны. Ну, или, не подходило, но - цеплялись все равно. Ибо было надо. Так вот - ночью подходили, наскоро копали ячейки и пытались отдохнуть, сколько получится. А утречком их догоняли моторизированные немцы и пытались сбить с занимаемых позиций. И что интересно - чаще всего у них не получалось. А когда получалось - то от того полка/роты/взвода не остовалось ничего... Но большинство выстаивали. Это особенно странно, если вспомнить, что после весеннего наступления 42-го они потеряли почти все тяжелое вооружение. И отходили фактически просто стрелковые части. А гнались за ними немцы бывалые и неплохо механизированные... 24-я танковая, гросдойчланд тоже там отметился... да мало-ли кто еще из их 4-й танковой... В общем повоевали-отошли-зацепились и так раз за разом. А потом, когда с налета Воронеж взять не получилось - все механизированные части повернули на юг и пошли к Сталинграду. В окрестностях Воронежа в основном остались союзнички немецкие - мадьяры и итальянцы. Немцы, конечно, тоже были. Но совсем не те, которые вошли в Воронеж летом. И мало их было. По крайней мере по сравнению с мадьярами. А вот позиции у них по большей части знатнейшие были. Например рядом со Сторожевым, село такое почти на берегу Дона, на плацдарме - наши. Мадьяры, сидя в окопах, их окружают: в количестве 3-х пехотных полков и одной мотобригады. А за спиной у них - широченный овраг. А за оврагом - несколько немецких пехотных батальонов. Чтобы желания прекратить боевые действия и перейти к главному и любимому занятию у мадьяр не возникало. Т.е. чтобы не отступили они, под нажимом "превосходящих сил РККА", уступающих в численности, и не отправились по деревням грабить. Все это я рассказываю к тому, чтобы понятней было... Так вот, вернемся в 43-й. Драпают, значит, мадьяры, почти парадной колонной. Только с поправкой на "особые условия Русской зимы". Т.е. замотанные в то, что по деревням награбить удалось. А в остальном - бодренько так топают. А навстречу им представители немецкого командования. И ласково так говорят: "господа союзнички. Вы - единственная надежда вермахта на этом участке. (А ведь наверняка немец тот задумался: "уж если эти - последняя надежда, то - все! Довоевались!") Нет у нас пехоты, а задержать Русских надо. А потому во-он там и во-он там будут ваши позиции. На которых у вас замечательно получиться зацепиться. А у нас за теми позициями стоять будут замечательные наши гаубицы. А еще минометы есть. А пехоты - нету. Потому придется вам. Больше - некому." Конечно все это мои домыслы. Может и ничего никто им не говорил, просто передали пакет с распоряжением. А может на самом деле и мадьярский какой генерал приказы отдавал. Но суть от того не меняется. Есть стрелковые ячейки. Есть позиции немецких гаубиц и позиции немецких минометов. И дорога есть, вдоль которой события разворачивались. Венгры, значит, с горем пополам позицию-то заняли и воевать даже приготовились. По своему, конечно, воевать. По венгерски. Как завещал великий Хорти. Я не зря так про них. На мадьярских позициях в стрелковых ячейках на одну стрелянную гильзу приходится одна съеденная банка консервов. Иногда - 3 банки на 2 гильзы. И по другому - никак. Так вот - сели мадьяры, а тут и наши подоспели. И видать вид советских пехотинцев в ватниках вызвал у мадьяр законный вопрос: а почему Русские в теплых ватниках, а мы - хрен поймешь в чем. Надо бы задать соответствующий вопрос в свое родное мадьярское интендантство. Поставить, так сказать, вопрос ребром: "почему у них есть, а у нас - нет?" Выяснить, кто в этом виноват и, в конце концов, доколе?! А вот в таких вопросах у них действия в долгий ящик не откладывались. А потому мадьяры снялись с позиций и рванули назад. Сразу. И не надо мне говорить, что я этого не видел и знать не могу. Могу, и еще как. Нет в ячейках тех нихрена. В некоторых есть гильзы. В большинстве - нет ничего. А вот немцам такая война не понравилась. Причем совершенно. И открыли они огонь по бегущим в их сторону совершенно не задумываясь, кто это бежит. И стреляли они очень даже неплохо. Местные жители утверждают, что сбежать никому из венгров не удалось... И действительно: бежать-то им, кроме как к немцам, было некуда. Красноармейцы к тому моменту уже успели близко познакомиться с мадьярскими методами ведения боевых действий, а также в подробностях изучили их европейскую культуру. Оказалось - европейскую культуры в мадьярском исполнении в России не любят даже сильнее, чем в немецком. В сторону убежать - не вариант. Снег глубокий, да и смысла нет. Там - освобожденные деревни, в которых те же самые русские, далекие от понимания европы. Или сожженые деревни, в которых тоже делать нечего. А вот на немцев мадьяры очень надеялись. Потому, что во-первых: союзники. Во-вторых: культурные люди. А в-третьих: у них есть пушки. Вот это "в-третьих" их и погубило, впрочем "во-вторых" этому сильно помогло... В общем финал истории: батальон тот мадьярский лег на заснеженном Русском поле и так там лежать и остался. Навсегда. Как много других таких батальонов самых разных наций, национальностей, рас и народнов. Командир наших, видимо, вовремя сообразил, что происходит и кто ему так здорово помогает. И ушли те пехотинцы из-под удара... Точно ушли. Потому, что местные бабки да деды говорят, что наших хоронить не пришлось. А немцы снялись со своих позиций, да и рванули назад. Искать новое пехотное прикрытие. Позции те в лесу тоже целы. Гильз, правда, там не найдешь, а вот банки из-под "допников" валяются... Так что как-то вот так..." Расположение немецких частей за оврагом и контроль венгров кста подтверждается документально, именно так и союзничали. Более точное месторасположение уничтоженного венгерского батальона пока указывать не резон, поисковики не любят давать другим точную наводку на грибные места (тут же приезжают москвичи на экскаваторах с бригадами землекопов-гастарбайтеров и ситами просеивают всю округу))) У Алеся Адамовича попадалась информация об итальянцах, уничтоженных немцами в подобной ситуации. Тема эта вообще пока никого не интересовала особо, потому как не советсике жа заградотряды, о которых понаписано стоко жуткого - и лживого... Итак получается как в фильме "Сволочи" - берется германский обычай и мило записывается за нашими... Чего стесняться?
Берг Dок Николай "Война"
http://zhurnal.lib.ru/editors/n/nikolaj_b_d/krieg.shtml