Хочу рассказать (отчитаться) о моем отпуске. В нем нет ничего сильно удивительного, кроме того, что я первый раз поехал в Большое Сочи, и не просто поехал, а поехал из Пензы на своем автомобиле. Идея поездки именно на авто возникла спонтанно. До этого самый длинный мой маршрут на автомобиле за рулем был в 480 км в Харьков из Киева и столько же обратно. В позапрошлом году около 400 км до Жигулевского моря и самой собой столько же обратно. Пару раз я пассажиром (скорее навигатором) ездил с друзьями из Киева в Крым и в Скадовск. Ну это 900 и 700 соответственно. Уже будучи в России, проехался из Пензы до западной границы 1000 км. (ссылка) туда и столько же обратно, но тоже в качестве пассажира.
Ну а тут 1500 км (я так думал, реально получилось от дома до пансионата «Аквалоо» 1620 км.). Я не испугался. Мотивы были такие: едешь когда хочешь, останавливаешься где и когда хочешь, кондиционер в салоне. Ну и нормальные билеты на поезд по 4000 р. на лицо, а нас трое - я, жена и ребенок 8 лет. Туда и обратно и расчетные расходы на бензин и 5000 руб. Скажу сразу, что в бензин я вложился.
Автомобиль Chevrolet Lancetti Hachback 2007 года выпуска с двигателем 1,6 л. Дополнительно использовались следующие гаждеты: крепление на стекло для телефона, тройник в прикуриватель, антирадар, телефон Nokia N79 в качестве GPS навигатора, автомобильный холодильник, мобильный DVD плеер для отвлечения от дороги ребенка.
Маршрут пути после изучения информации в инете вырисовывался незамысловатый : Пенза -Тамбов -Воронеж - Ростов-Дон -Краснодар -Джубга - Лоо. Ночевка запланирована в мотеле через 1000 км от Пензы на развилке Ростов-Дон - Краснодар. Были варианты маршрута через Саратов-Волгоград, но была надежда на М-4 как на логичный и простой вариант.
День первый
В 5.00 я ввел маршрут в программе Garmin на телефоне и мы поехали. Первые 300 км до Тамбова пролетели незаметно. Правда уже тогда насторожило качество покрытия дороги, которое из-за жары видимо, мутировала в некоторых местах до глубокой колеи с гламурными выступами посредине, которые время от времени громко чиркали по защите двигателя. Не доезжая до Тамбова, женский голос из навигатора потребовала повернуть налево и довольно мягко провела меня по далеким окраинам Тамбова на Воронеж. Далее последовала странная трасса, на которой нет ни одного населенного пункта и ни одной заправки Лукойл практически до Воронежа. Дорога на всем протяжении на 3 по пятибалльной системе. Встречаются и ямы, но в основном латанная-перелатанная дорога - т.н. «горбики», кстати самый популярный знак на протяжении всей дороги до Сочи. Вообщем неплохое испытание для ходовой любого автомобиля, и достичь какой-либо неприлично большой скорости не получалось. 80-90 это был мой максимум.
В одном месте навигационная женщина потребовала повернуть направо, но я явно видел указатель на Воронеж прямо. Женщина безумствовала и без перерыва пересчитывала маршрут. GPS показывал, что я еду прямо по полям. На карте не было этой дороги. Garmin успокоился только тогда, когда я вышел на нарисованный маршрут. Вскоре показались бесчисленные заправки Лукойл и Воронеж на горизонте.
Почему я акцентирую на наличие - отсутствии заправок Лукойл? Да потому, что все эксперименты с другими заправками оканчивались неминуемо горящим «chek». Почему это происходит я не знаю, да и не потрудился разбираться. Стоит заправиться на другой заправке- получи «chek». Такая особенность Lacetti. В Тамбовской области мне Лукойл не встречался. Причин не знаю, но вот вам факт. Стоило пересечь границу Воронежской области, Лукойл появился.
В Воронеж въезжать не надо. И вот подзаправившись, я вливаюсь в радостный поток автомобилей на трассу М-4 «Дон». Именно вливаюсь, потому что поток достаточно плотный, и через 300 метров встаю в пробку, где с трудом одолеваю метров 200 за полчаса из-за аварии впереди - дальнобой затер паркетник с московскими номерами прямо посередине дороги. Дальше путь лежит до самого Ростова. Дальний путь. Едешь, едешь, едешь. Поля, поля, поля. Как раз это был период пожаров в воронежской области, дыма не было, но запашок стоял и над головой сновали вертолеты с «ведрами». Но запах нам, счастливым обладателям авто с кондиционерам, нипочем. Тут меня начала настигать усталость, как никак уже 9 часов за рулем, начало клонить в сон. Боролся с ним героически с помощью кофе и энергетических напитков, помогало реально. Покрытие на М-4 разное. То двухрядка с ровным покрытием, то вся в колее и кочках однорядка, то периодические ремонты, то просто жопа, которая называется Федеральной трассой. Чего больше? Вы же понимаете, что жопа в России маленькой не бывает. Взвывает периодически антирадар, а чего выть? На такой дороге мало мест, где можно превысить скоростные ограничения. Ну на знак 40 понятно прячутся. Причем на обочине замаскированная или просто стоит на треноге «фара», видимо с фотоаппаратом, а уже за ней метров через 300 авто ДПС, где и кидают предъявы. Контролируется и сплошная с обгонами. Дорога регулярно переходит из двухрядки в однорядную - вот вам и повод. Практически на всем протяжении пути до Ростова - «тянучки». Причины разные. То ремонт, то авария, то просто много автомобилей, то вообще непонятно почему, но пробки в чистом поле, за 200 км до какого-либо жилья напрягали.
К исходу 17 часа за рулем я решил, что с меня на сегодня хватит. К этому времени уже стемнело, мы доехали до Аксая и не доехали до искомого мотеля километров 120. Тупо остановились в Аксае у первого попавшегося мотеля, узнали, что есть стоянка, душ и кондиционер в номере и с наслаждением погрузились в сон. День первый подошел к концу.
День второй
Утро началось с факта, что у меня спустило левое заднее колесо. Этак наполовину. Факт меня напряг, но я решил все полумерами - тупо подкачал колесо и решил по ходу следить, при необходимости заехать на шиномонтаж. Пока укладывал вещи в багажник откуда-то прилетела оса и укусила меня в шею. Пипец! Утро началось неплохо!
В 6.00 стартовали из Аксая. Раз в час остановка - проверка колеса и размять спину. Вскоре на дороге показалось странное сооружение. Такие себе нехилых размеров ворота со шлагбаумами на каждой из 4х полос в одну сторону, через которые пропускали (внимание!) через одно окошечко. И вот все 4 полосы тыкались в одни воротики, стоящая возле них буквально толпа ДПСников временами выхватывали из потока машины и начинали тщательно проверять. Системы я не понял, да и следить за этим действом тяжело, потому что боролся за своё место в очереди. Масса наглецов которые втискивались с обочины, которую превратили в трехрядку. Чуть зазевался и перед тобой уже чей-то бок. Короче, это были ворота «Вас приветствует Краснодарский край». Зачем это издевательство над людьми с одним проездом понятно - так удобнее господам стражникам. Я понятливый.
Далее ничего интересного, масса заправок Лукойл, где можно выпить кофе и всё такое, опять поля с подсолнечником, «фары» на то раздваивающейся, то сходящейся дороге. Кстати покрытие дороги этак на 4. Нормально, короче. Ответвление на Джубгу, потом цепляем кусочек окраин Краснодара с тянучками (ну куда без них на М-4) и светофорами. Потом Краснодар заканчивается и тут же въезжаем в республику Адыгея. Ничего особенного сказать не могу, дорога нормальная проехал и не заметил ту Адыгею. В инете писали про дорогой бензин в Адыгее, подтвердить не могу - не заправлялся. Да и еще: от Ростова на Дону до Сочи к дорожному покрытию претензий не имею. Не автобан, но неплохо. Разметка присутствует, местами даже очень неплохо.
Населенный пункт Хрептовое сам своим названием говорил: « Вы едетете в горы граждане!» И действительно, дорога завиляла между гор. А горы всё выше и выше - впереди Джубга. Проезжаем что-то с названием Горское, небольшая тянучка на развилке «Сочи-Геленжик» и вот она шоссе М-27 и Джубга - первый населенный пункт прямо возле моря. Минуем знак населенного пункта и сразу оказываемся в огромной, на несколько километров тянучке. Она летом там всегда. Из-за чего? Узкая дорога по одной полосе в одну сторону и толпы отдыхающих, пересекающих дорогу по пешеходным переходам и просто так. Светофоров не помню. Джубгу минут за 40 я проехал. Дальше начинается «серпантин». До Туапсе это более или менее привычная дорога с небольшими подъемами и чуть более крутыми поворотами, чем мы привыкли в средней полосе России.
Туапсе. Вечная пробка на путепроводе. На него сливается несколько потоков автомобилей, да еще и светофор стоит. Итого почти час на этом путепроводе. Даже если у вас нет навигатора, просто едете там где много-много машин и вы потихоньку выедете из Туапсе. Но с навигатором прикольней и надежней. И вот уже после Туапсе начинается «серпантин» по серьёзному. Одна полоса в одну сторону, крутые подъемы и спуски, лихие повороты, которые даже на 40 км/час вы не осилите. Колонна авто, одна за одной, впереди какой-нибудь грузовик ползет. Иной раз попадаются водители грузовиков нормальные, заезжают в небольшие кармашки и пропускают колонну (как их и призывают знаки «Пропусти колонну»), а иные ползут себе 15 км/час и плевать хотели на хвосты. Тут же идет ремонт дороги, где гуманно сбоку, где прямо на дороге - тогда стоит рабочий с флажком и важно пропускает авто по полосам. Виды вокруг захватывающие, но мне, который провел за рулем к тому времени уже 10 часов, и который такие серпантины видел только в Youtube, было не до видов. Хотя, стоя в пробке посреди спуска или подъема, поднимал глаза от баранки и вдохновлялся близостью моря. Привычные к местным условиям аборигены во время остановок в пробках не терялись - толпами выходили из маршруток перекурить и сходить, не торопясь, разведать причину пробки. И вот когда уже я думал, что серпантин уже никогда не закончиться, мы приехали. Уррраааа!
Итого во второй день мы проехали за 13 часов около 700 км., из которых расстояние от Джубги до Лоо - 164 км я их ехал около 6 часов. Да, колесо как подкачал в Аксае, так и осталось. Уже на обратном пути, я все-таки заехал на шиномонтаж и они вытащили из колеса 3 см гвоздь.
Отдых
Ну тут особо рассказывать нечего. Море, оно и есть море. Пансионат «Аквалоо», номер с кондиционером и лоджией, большой аквапарк включен в цену. 3х разовое питание. Некоторые издержки совкового сервиса, но в целом не критично.
На экскурсии не собрались, вернее планировали в Новый Афон в Абхазию, но выяснив, что забыли взять с собой свидетельство о рождении ребенка, без которого границу с Абхазией не пересечь, отложили все на когда-нибудь потом. Какие экскурсии перешибут путешествие в 1600 км, которое уже было и которое еще будет на обратном пути? И кстати, экскурсионная программа, которую предлагают на стендах на каждом углу если честно никакая - звучит красиво «Осмотр ночных огней Сочи» - приехать в Сочи потоптаться в толпе и приехать обратно, «Дельфинарий» - посмотреть на дельфинов, «33 водопада» - 33 ручейка, посмотреть на которые привезли 2 тысячи человек и т.д. В Крыму экскурсионная программа обширней. И еще меня поразило полное отсутствие морских прогулок. Опять же в Крыму возле каждого маломальского пляжа есть пристань с которой призывают на прогулочные катера. Они и экскурсионные и средства передвижения вдоль берега. А тут полный ноль - я не видел ни одного подобного катера.
Побывали в Сочи. Город выглядит очень неплохо. Дороги неплохие. Пальмы, лианы… Ухоженные газоны. И народу! Как в Москве. Разница только в том, что никто никуда не спешит. Стройки повсюду. Много строительной техники двигается по дорогам. Движение на дорогах вялотекущее, больших пробок не встречал, но водители из разных регионов изрядно затрудняют трафик и нервируют местных. В том числе и я. Видимо поэтому на каждом, я подчеркиваю, на каждом перекрестке толпы ДПСников. Меня тоже останавливали с проверкой документов. Тщательно прочитали все документы и отпустили с большой неохотой.
Но вот и отдых тоже заканчивается рано или поздно. Обычно рано. И мы собрались в обратный путь.
Обратный путь
Поскольку я всё очень подробно описал в первых частях отчета. То всё примерно также с небольшой разницей.
Так как серпантин был утром, то ехать по нему, было не в пример приятней. Тянучек было меньше, длительных остановок почти не было. Свежий и отдохнувший я с удовольствием рассматривал окружающие пейзажи, поахал. Впечатлили новенькие автомобильные мосты над пропастями, морские пейзажи с высоты серпантина.
Аксай и мотель проехали раньше, чем рассчитывали и поэтому приняли решение остановиться позже в первом попавшемся мотеле. Первый попавшийся оказался настолько ужасен, что мы выдержали там практически без сна часов 5, психанули и выехали в 3 часа ночи. К моему удивлению, устойчивое мнение, что ночью дороги пустые не оправдалось. Огромное количество грузовиков, длинномеров с арбузами колоннами уныло ползли по продавленным колеям. Объехать такую колонну ночью дело непростое. Часов в 5 начало светлеть, ехать стало веселее. А несколько разбитых легковых авто в кювете ярко напомнили - «не спать»! Часам к 2 дня доехали до Воронежа, потом опять странная пустынная трасса до Тамбова. Объезд по пригородам. И смешное - в один момент навигатор потребовал повернуть направо. Я повернул. Выехали на глухую лесную дорогу. Я решил - навигатор что-то знает. Через 4 км, не встретив ни одной машины, мы уткнулись в ворота военного полигона, которые охраняли вооруженные военные. Развернулись и под удивленными взглядами поехали обратно. Затем выезд на Р-208 и в 7 вечера были уже в Пензе.
Хочу отметить, что на обратном пути ДПС с фарами практически не встречаются. Служивые понимают - взять с людей едущих с моря ничего. Только стационарные фары на путепроводах. На обратном пути в первый день я провел за рулем 13 часов (600 км), во второй 14 часов (1020 км).
Выводы
Если бы меня спросили в первые 3 дня после поездки, хочу ли я повторить маршрут, я бы твердо сказал «Нет!». Но по прошествии 2х недель, я скажу «Да!».
Авто показало себя неплохо, никак меня красавица Lacetti не подвела, хоть и получила немало хороших ударов по защите двигателя и мы вместе влетали на скорости в нехилые ямы. Средний расход бензина составил примерно 7 литров на 100 км, что удивительно с учетом серпантина, где средняя скорость составила 27 км/час.
GPS приемник, должен быть отдельно! На моем телефоне Nokia N79 с GPS стоит программа Garmin. Всё очень неплохо, исключительно с её помощью, не заглядывая в бумажные карты, я доехал и вернулся. Голосовые подсказки громко и четко с детальной прорисовкой маневра. Даже с учетом экрана 2.4 дюйма всё читается прекрасно, показывается предельно допустимая скорость на этом участке и твоя реальная скорость, которая отличается от спидометра в меньшую сторону. Но. Телефон есть телефон. В дороге мне постоянно звонили, он автоматом переключался в режим разговора и надо было отвлекаться, чтобы переключиться опять на навигатор. Телефон частенько терял связь со спутниками о чем радостно сообщал голосом. И ловил спутники только после выключения-включения аппарата. Маршрут он не терял, но на довольно загруженной трассе на скорости 120 км/час переключать телефон и втыкать по менюшке напряжно. Мне рассказывали, что на простеньком отдельном приемнике таких проблем на наблюдается. Ну тут возникает вопрос о целесообразности покупки GPS на одну такую поездку раз в n лет. Потому что в городе Пенза мне лично такой приемник не нужен.
Антирадар желателен. Особенно при маршруте в сторону моря. В обратную сторону можно выключить.
Выяснил свой порог непрерывного нахождения за рулем. Это часов 13-14. Дальше уже одно мучение. Идеально, если в авто два водителя. Сменяя друг друга и легче ехать и быстрее.
Останавливаться надо в мотелях, которые знаешь сам или по совету людей, которым доверяешь. Мне в одном случае просто повезло - неплохой мотель, чистенько, уютно, все удобства, стоянка. И просто совсем не повезло обратно. И грязно, и порванное белье на постели, и мебель на которой так и не удалось нормально лечь, и круглосуточный шиномонтаж для дальнобоев прямо под окном и …. Короче мы туда заехали из опасения не встретить, на ночь глядя другие мотели, и ребенок ныл… Поплатились суммой в 1800 рублей и нервами.
Перед поездкой проверьте все документы на авто и сроки их действия. За 1 день до выезда я вспомнил о том, что моя страховка кончиться как раз во время нахождения на отдыхе. Быстро обновил её. Учтите, что если вас остановят, то проверяют всё досконально. И горе вам, если что-то не сойдется. Имейте резерв денег на штрафы «на месте». Коррупция, конечно, но проще чем лишиться прав где-нибудь в Адыгее.
От сна за рулем мне помогали энергетические напитки. Реально помогали. «Бёрн» - что-то типа того. И вкусно и действенно.
Узнайте про долбанный роуминг на отдыхе. Я заплатил, в основном за входящие, около 2000 рублей. И это в своей стране!