Я обработала вторую часть опроса по поводу нашей со
Светланой Гааб идеи о психологическом кабинете рядом с домом. Сегодня-завтра я переведу цифры в свои предположения и напишу пост.
А пока я решительно приглашаю к обсуждению своих коллег-психологов, которые ведут частную практику. Мне кажется важным говорить об этой части нашей работы: о привлечении клиентов, о самопрезентации в сети и в оффлайне, о поиске помещений. Я думаю о том, что эта часть незаслуженно оказывается в тени, и это значительно искажает наш профессиональный облик. И влияет на то, как мы воспринимаем свою профессию и как нашу профессию воспринимают наши потенциальные клиенты.
Есть искажение внешнее. Иногда я думаю о том, как клиент видит программы психологических тренингов или предложения для индивидуальной терапии. Видит ли он себя, когда читает рекламное описание? У меня есть предположение, что большинство людей не видят себя как клиентов, в том числе и из-за того, что психологи обращаются не к ним, а к другому образу, появившемуся в ответ на желание психолога рассказать миру о чём-то.
Поэтому в опросе были пункты о запросах к занятиям, которые формулируют сами клиенты.
Мы в профессиональной среде не обсуждаем обычно, кто наши клиенты. Мы говорим, например, о том, что для танцевально-двигательной терапии нет ограничений, но это ответ на другой вопрос, а не на вопрос, кто наши клиенты. Тем более что для разных ТД-терапевтов ответы могут быть разными. И это будет началом дискуссии внутри нашего сообщества.
Если мы честно ответим себе на этот вопрос как сообщество, мы можем понять, например, что количество людей, подходящих под наше описание, не так велико. А если мы ещё и узнаем, какие запросы у людей, которые потенциально готовы обратиться к психологу, то может оказаться, что мы учимся вообще не тому. Ну, или не тому, за что клиенты готовы заплатить деньги.
Я буду очень рада, если кто-то из коллег опишет своего клиента и круг запросов, который у этого клиента есть.
Есть искажение внутрицеховое. Большая часть нашей профессии оказывается скрытой, не обсуждается. Это касается организационных моментов: оплаты сессий, аренды, обустройства кабинетов и мест для ожидания, работы с актуальными запросами клиентов. Я помню только одну статью (спасибо, Аня!) - про влияние оплаты на эффективность терапии. Но таких вопросов возникает множество, и мне жаль, что в профессиональном сообществе эти темы обсуждаются редко. Я могу получить качественную супервизию по самому сложному случаю, но мне не у кого спросить, как эффективно начать практику.
Самый частый ответ, который я слышала - «практика сама начнётся, когда вы будете готовы». Это не так, мне кажется. Мало того, такая позиция заставляет начинающего специалиста искать несовершенства и «неготовность» в себе вместо того, чтобы предпринять логичные шаги, связанные не с духовностью, а с маркетингом.
Коллеги, напишите, пожалуйста, как развивалась ваша практика, какие удачные ходы вы находили?
Я очень хочу, чтобы появилась площадка для обсуждения разных организационных вопросов, такая, где психологическое консультирование рассматривается как бизнес, а не как духовная практика.
Сейчас даже получить обратную связь «у меня проблем с набором групп, с поиском клиентов и помещения, я не вижу предмета для обсуждения» - это будет ценно для меня. Мне будет ещё интересно узнать, в чём вы видите причину своего успеха: какие качества и условия помогли вам.