perfect day

Nov 14, 2013 01:15

Прекрасный день, чтобы завершить одно долгоиграющее дело.

Я стала значительно сообразительнее в городской теме, пока конспектировала эту книжку. Я интересуюсь теперь зданиями вокруг и общественными пространствами.
Я знаю теперь, что большие города - это не моё, но обрела спокойствие и приняла, что пока живу в мегаполисе и приходится принимать его законы.
Я чуть-чуть пытаюсь влиять на происходящее вокруг, но готова к тому, что моё влияние стремится к нулю.

Заключительная (22-ая) глава. Какого рода задачу ставит перед нами большой город?




В этой главе уже в основном не про города, а про концепцию организованно-сложных задач. Джекобс считает, что задачи возникающие в больших городах, относятся как раз к такому типу. Общегородская задача является сложной, она разбивается на множество подзадач, которые взаимосвязаны. Вместе они образуют «органическое целое». Так ведёт себя, например, парк.
Джекобс пишет о том, что в 20-30 годах в Европе города рассматривались как неорганизованно-сложные системы, доступные статистическому анализу. И следствием этого было бездумное переселение людей из одного места в другое, так как люди не принадлежали ни к какой общности кроме семьи. Поэтому идеи расчистки трущоб и переселения народов казались такими спасительными.
Градостроители в те времена (у нас и сейчас, похоже) превращали в винтики кубики лего не только горожан, но и относились похожим образом к проблемам транспорта, промышленности, парков и культурных учреждений.

Вот основные выводы, которые делает Джекобс:
1. думать о городе в категориях процессов;
2. рассуждая, идти от частного к общему
3. не использовать усреднение, а искать частные ответы на частные вопросы.

Процессы в больших городах не являются чем-то загадочным. Рядовые горожане вполне понимают, что для них хорошо, а что - плохо. Из-за неправильной подготовки градостроители часто выглядят интеллектуально хуже оснащёнными для понимания частностей и уважительного к ним отношения, чем люди, не подкованные научно, но привязанные к округе и не имеющие склонности думать о ней в общих или абстрактных категориях.

Джекобс также пишет о том, что мы связаны с природой глубже, чем нам кажется, мы являемся частью природы, а не потребителями, вдыхающими свежий воздух, подстригающими газоны. Мы тоже участвуем в жизни природы (об этом есть прекраснейший пассаж в «Женщине и обезьяне» Хёга), и когда у горожан появляется мечта о пригороде, она начинает пригород убивать. Вместо природы мы получаем дороги, огромные торговые комплексы, коттеджные посёлки. Считается, что так мы убегаем от неестественности города.
Джекобс пишет о том, что сентименталистское отношение к природе лишает природных свойств всё, к чему прикасается. Это можно видеть, например, в пойме Яузы в нашем Ростокине (её, кстати, хотят ещё раз улучшить - думаю об этом с ужасом).
Город и сельская местность дополняют друг друга, и у того, и у другой есть свои преимущества и недостатки. Вряд ли можно сейчас объединить их в одно. Надо выбирать (чем я внутренне и занимаюсь сейчас). А пока соглашаюсь с Джекобс, что природу стоит исследовать не приручённую и благоустроенную, а такую как она есть.

урбанистика, Джекобс, Ростокино

Previous post Next post
Up