ответы самой себе

Apr 04, 2013 00:48

Я много думала о том, чем я занимаюсь с детьми, у которых стоит диагноз аутизм.
Моя работа совсем необязательна, и я думала о том, что родители даже не заметят, если танцевально-двигательная терапия исчезнет из их расписания. Или вздохнут спокойнее, потому что не надо куда-то лишний раз ехать. Вот я иногда вздыхаю так, когда совсем уж невмоготу становится перемещаться на метро и электричке. Тогда мы остаёмся дома, и Гаврик занимается какой-то невразумительной деятельностью у меня под ногами.

У родителей деток с аутизмом часто нет даже запроса, когда они приходят на танцевально-двигательную сессию, но есть очень большое желание дать ребёнку всё, что только можно. Если предлагают ещё и ТДТ, то они не отказываются. Запрос мы придумываем вместе уже после начала занятий.
Работая с ребятами и их мамами, я стала думать о том, что может дать ТДТ. Как мне рассказывать о том, что я делаю, чтобы родители делали осмысленный выбор и понимали, в какую историю они вписываются.
В последнее время мне не близок «психоаналитический» подход. Я считаю, что разговоры о прохождении каких-то стадий, о проигрывании ранних этапов - это ненужные разговоры. Возможно, это всё так, и психоаналитическое представление о развитии верно. Тем более, что я часто вижу что-то, что во мне вызывает образы беременности и рождения, первичной связи. Однако разговоры об этих образах не дают понимания смысла происходящего. Даже если ребёнок заново проходит (и более «успешно») благодаря терапии через ситуацию родов - что дальше? Чем это помогает ему? Что это даёт родителям? Как это подсказывает, куда двигаться дальше терапевту? Я не вижу ответов. Поэтому я всё больше ценю более конкретные объяснения и стараюсь научиться говорить о конкретном.

Сюзи Тортора на семинаре, который она проводила в феврале, говорит о том, что ТДТ отвечает за работу с эмоциями. У деток с аутизмом много занятий, связанных с формированием когнитивных и поведенческих навыков, и часто эмоциональная составляющая личности выпадает из фокуса внимания.

Я для себя это сформулировала так. Про деток с аутизмом говорят - special needs. И вся машина реабилитации обслуживает эти специальные потребности. Это очень важно, и у меня и в мыслях нет обесценивать работу специалистов. Но я думаю о том, что есть ещё common needs, общечеловеческие потребности. Они существуют фоном и пока всё в порядке на них не обращаешь внимания. Это потребность в принятии, в одобрении, в разделении ответственности даже со специальным ребёнком. Мне кажется, это тот фундамент, на котором строится всё остальное. И это то, что сложно построить мамам и детям самостоятельно. Им нужна поддержка.
Мамы эмоционально выгорают даже с вполне обычными детьми, а уж с детьми, которые часто не готовы адекватно отвечать на эмоции, они выгорают ещё быстрее. А дети, даже особые дети, очень нуждаются с этой основе: доверии, принятии и разделении ответственности (что связано с доверием). И у них с этой основой не очень хорошо, потому что, повторюсь, родителям очень сложно поддерживать, и принимать, и доверять, и впускать других людей, и отпускать.
Всё это я могу дать на танцевально-двигательной сессии.
Возможно, как-то по-другому тоже получится, но у меня есть этот способ, и он очень действенный.
Возможно, за этими фундаментальными потребностями лежат какие-то другие слои. Возможно, дальше появятся другие задачи.
Но я сейчас со своими клиентами здесь. И это очень-очень важно.

аутизм, ТДТ, работа

Previous post Next post
Up