О встречах с прекрасным

Oct 27, 2018 15:15

Перспективы нашей жизни сомнительны, но, слава богу, есть в ней еще место подвигу прекрасному. Припоминая, что было интересного на культурном фланге, должен отметить, что год прошел под сенью неопознанного гения из Стратфорда, который на Эйвон. Судите сами, сколько всего было практически подряд:
«Влюбленный Шекспир» (постановка Евгения Писарева по сценарию Тома Стоппарда) в театре им. Пушкина (май) - мы умудрились попасть на премьеру, просто купив билет в городской т-кассе. Благодаря чему угощены были бокалом вина "от заведения", за пирожные же в виде красной шапочки с пером пришлось заплатить.


Хотя говорят, что спектакль должен быть сыгран не меньше десятка раз, чтобы засверкать всеми заложенными в него смыслами, ВШ уже в первом показе был хорош, весел, свеж, нигде не провисал, не давал повода усомниться, прекрасны были и порывисты Кирилл Чернышенко в образе Уилла и Таисия Вилкова - Виола, да и вся труппа зажигала.

Совершенно необычный концерт в Консерватории (тоже май), где актеры - натуральный англичанин, специально вызванный из Англии знаменитый Саймон Кэллоу и наш Михаил Филиппов читали великие тексты («Гамлет» и «Генрих V» по-английски «Тарас Бульба» по-русски), перемежаясь с БСО им. Чайковского, который под управлением Яна Латам-Кёнига играл Дмитрия Шостаковича, Уильяма Уолтона и Леоша Яначека.
На фото в правом углу можно попытаться разглядеть российского чтеца, а по центру спину английско-российского дирижера, по бокам же стоят погасшие экраны, на которых выводился перевод, когда лицедействовал Кэллоу (он между прочим и во "Влюбленном Шекспире" тоже играл, кинематографическом 1998 года).


Как мощно, скажу я вам, звучал текст Уильяма из уст Саймона! Он еще подпускал разные голоса - пищал за Офелию, грохотал за Гамлета, изнывал за Клавдия. Необычайно выразительно.

«Сон в летнюю ночь» (постановка Ивана Поповски) в театре Фоменко (июнь) - задорный, молодой, изобретательный, режиссерски выверенный, симпатичный спектакль, где в каждой сцене есть своя изюминка, где каждый актер выкладывается, словно это его последний выход, особенно хороши были неистовые влюбленные в исполнении Серафимы Огарёвой, Ирины Горбачевой, Александра Мичкова и Юрия Буторина.
В новом здании Мастерской Фоменко мы заодно посмотрели выставку скульптур каталонской художницы Росы Серра, специализирующейся на спорте (если побываете в штаб-квартире МОК в Лозанне, то сможете полюбоваться её творчеством на постоянной основе).


Шекспировский комплект был бы неполон, не сходи мы в конце концов в августе на балет, в РАМТ на прокофьевских «Ромео и Джульетту» в исполнении театра «Смирнов балет» с брутальным Талгатом Кожабаевым в роли Тибальда.
Бутафорский кусочек Вероны.


К шекспировской теме нельзя не отнести и наше попадание (август) в Школу драматического искусства на концерт-путешествие "Балканский феномен" (авторы проекта Светлана Анистратова и Антонио Грамши), поскольку представление - исполнялись народные (в основном свадебные) песни балканских стран - проходило в зале «Глобус», сконструированном по примеру знаменитого лондонского «Глобуса» только в уменьшенном масштабе.


Словно попадаешь в стих Мандельштама.
Я не увижу знаменитой «Федры»,
В старинном многоярусном театре,
С прокопченной высокой галереи,
При свете оплывающих свечей.
И, равнодушен к суете актеров,
Сбирающих рукоплесканий жатву,
Я не услышу, обращенный к рампе,
Двойною рифмой оперенный стих:

- Как эти покрывала мне постылы...

Были, конечно, в уходящем году впечатления, мало связанные с Шекспиром.
«Турандот» в постановке Бориса Константинова в театре кукол Образцова (июль). Впервые были в этом знаменитом театре, недалеко отстоящем от цирка на Цветном бульваре, и, надо сказать, что отрешиться от кукольной условности - вот так, с первого раза - получилось не вполне. Несмотря на категорию 16+ спектакль всё равно казался детским. Кукольного опыта у нас явно маловато.
Это гильотина от Гоцци, которую в антракте спектакля можно было испытать на себе.


И вот уже в октябре попали в другой прицирковой театр - детский музыкальный им. Сац на «Репетицию оркестра-2», поставленную по знаменитому фильму Феллини. Особенность постановки в том, что зрители допущены на сцену наравне с оркестром (мы обосновались во втором ряду в трех метрах от группы виолончелей, а дирижера - праправнука Верди, зовущегося Симеоне Фермани, против которого актеры по ходу дела поднимают бунт, могли похлопать по спине), а некоторые, наиболее продвинутые, даже внутрь оркестра (экстремальный партер).


Между исполнением фрагментов из итальянских опер актеры переругиваются, расхваливают свои инструменты журналистке, которая в какой-то момент переключается на зрителей и тем тоже приходится что-то говорить о музыке. Необычное действо одним словом, Феллини был бы доволен.

А последний по времени концерт, что мы видели, пришелся на "Аквариум", пожаловавший к нам в Ледовый дворец. На наш вкус громковато, и слов было не разобрать, но музыка идет разнообразным потоком, свет мигает, Гребенщиков излучает благолепие и душевность, народ тусуется в фанзоне, в общем, не пожалели, хотя и не "ах!".
Рядом со мной сидел мужик, который весь концерт зевал, причем не просто, а этак сочно, каждый раз словно омывая лицо ладонями, жутко меня этим омыванием раздражая, но когда в финале заиграла эта песня, он бросился вслед за женой в фанзону, расправляя смартфон для записи.

image Click to view

театр, искусство, Мытищи, видео

Previous post Next post
Up