Возжаждав культурных впечатлений, отправился в прошлую пятницу после работы в Пушкинский, нет, не на Караваджо, а в соседнюю Галерею европейского искусства. За 400 рублей входного билета куратор выставки «Шальные годы» Монпарнаса» провел многочисленных собравшихся по жизни и творчеству Жюля Паскина и Леонара Фужиты, графика и живопись которых здесь выставлены.
А потом узкая лестница галереи превратилась в зрительный зал и внизу, на импровизированной сцене между скульптурами Майоля дуэт кларнета и аккордеона устроил перекличку с выставкой, исполнив несколько пьес, так или иначе связанных с Парижем.
В общем, внезапная моя культурная жажда была счастливо удовлетворена.
Что до художников, то не могу сказать, что стал их поклонником. Паскин (Юлиус Мордехай Пинкас) родился в 1885 году в Болгарии, относившейся в то время к Османской империи, поэтому наш проводник по галерее Алексей Петухов (на фоне картины Фужиты)
постоянно именовал его турецкоподданным. Паскина прозвали в Париже Князем Монпарнаса за его любовь к роскошной, веселой жизни в кругу многочисленных собутыльников знакомых. К некоторым (самым большим) картинам в экспозиции нельзя было близко подойти из-за расстеленных перед ними ковров и подушек - вещей, столь любимых этим художником.
Закончил свою жизнь Паскин в возрасте 45 лет очередным приступом жесточайшей депрессии, толкнувшей его в петлю. По словам старшего научного сотрудника, поводом для нервного расстройства стал договор с одной парижской галереей, по которому художник должен был нарисовать определенное количество картин определенного размера. Вот его «Зина с цветами».
Еще одно замечание - выставка помечена знаком «18+» и, надо сказать, это неспроста - графика Паскина весьма откровенна, эротические сюжеты занимали его.
Фужита - натуральный японец, родившийся в семье самурая в 1886 году, в 1913 приехал в Париж и довольно быстро приобрел популярность благодаря таланту и экзотичности - японцы были тогда редкостью в Париже. Фужита стал знаменит своими работами в жанре ню, где матовобледные модели возлежат на столь же бледном, но глянцевом фоне, и какая-нибудь яркая деталь обязательно присутствует на полотне.
Как рассказал ученый гид, материальному благополучию художника пришел конец после визита налогового инспектора, все нажитое непосильным трудом имущество пришлось отдать в счет уплаты налога. На время второй мировой войны Фужита перебирается в Японию на должность главного военного художника. Это не помешало ему в начале 50-х годов вернуться в Европу, принять католичество, вот пример его поздней работы - фигура в очках слева - автопортрет.
Еще одно контрабандное фото с выставки - высоколобые дети.
Закончил свои дни Фужита в Цюрихе в возрасте 81 года.