![]( http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/p/o_543548.jpg)
Так получилось, что мы сходили почти подряд на два спектакля по романам Булгакова,
сначала на «Записки покойника» в студию Женовача, а теперь на «Мастера и Маргариту» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса. Большой, можно даже сказать, грандиозный, учитывая необычность декораций, почти четырехчасовой спектакль, в который режиссер постарался вместить всё самое значимое, что было (и есть) в романе - и ершалаимские сцены, и московские, начиная от Патриарших прудов, психиатрической клиники профессора Стравинского, продолжая нехорошей квартирой, варьете, подвалом в арбатском переулке, погромом квартиры Латунского, балом Воланда и так далее. Спектакль, как и роман, густо населен разнообразными персонажами, действие происходит непосредственно на сцене, но также и на больших экранах и можно, например, в режиме реального времени увидеть Степу Лиходеева, только что отправленного котом-Бегемотом из своей квартиры в Москве на ялтинских пляж, стоящего на коленях перед «бездушным курильщиком» и вопрошающего: «Где я? Какой это город?»
Экраны тянут за собой телекамеру, с которой бегает Левий Матвей, пытаясь (как мы знаем из романа - тщетно) задокументировать житие Иешуа Га-Ноцри. И вообще, смотреть за тем, как это сделано, какие решения применены режиссером, чтобы как можно более точно перенести на сцену прозу Булгакова, очень интересно. Сеанс черной магии и её разоблачение, например, проходил приближенно к оригиналу, на зрителей даже сыпались сверху розовые бумажки достоинством ять тысяч рублей (это не опечатка).
Из актерских работ большего всего мне понравился Анатолий Белый в роли Мастера, он в этой постановке центральный персонаж, можно наверное сказать, что Янош Сас сделал акцент на истории любви (Маргариту играет Наташа Швец). Но я не мог воспринимать происходящее с открытым сердцем, слишком много читал о романе, думал о нем, чтобы видеть в отношениях Мастера и его подруги только человеческую любовь, не отягченную служением дьяволу - вольным и невольным.
Очень хорош Воланд в исполнении Дмитрия Назарова - отнюдь не уставший от жизни, импозантный, властный, по-своему справедливый. А вот его свита не столь ярка, какого-то фейерверка черного юмора, как это было, например, в постановке «Мастера и Маргариты» Сергея Алдонина я здесь не увидел, могу отметить, пожалуй, только Михаила Трухина в образе Коровьева.
Думаю, всем, кто любит роман Булгакова, этот спектакль будет интересен.