«Добрый человек из Сезуана» в театре им. Пушкина

Apr 24, 2013 18:21


Могучий спектакль Юрия Бутусова по пьесе-параболе Бертольда Брехта. Густой, занимающий весь сценический объем и обращающийся практически ко всем органам чувств зрителя, даже к тактильным, когда в самом начале совершенно потрясающий в роли продавца воды Александр Матросов сыпет из ведер песок на расстеленные простыни.

Но главное действующее лицо здесь музыка - задающая ритм и непрерывность воздействия, звучащая то громко, то тише, то вдруг замолкающая, чтобы обнажить абсолютную тишину внимания - в исполнении небольшого, но временами оглушительного оркестра под предводительством Игоря Горского.

Действие происходит в Китае, зонги актеры поют на немецком (перевод загорается в глубине сцены на специальной панели), в ходу там серебряные доллары, и это смешение национальных планов, условность места и времени выводит спектакль к универсальным общечеловеческим темам. И кондово революционный, обличительно антибуржуазный пафос пьесы (особенно зонгов) звучит неким фоном, выплескивается чистой энергией, не уводя от вечных вопросов, например, соотношения доброго и эгоистичного в человеческой душе, возможности оставаться человеком в нашем не слишком человечном мире.

Но это и очень тяжелый спектакль! И для артистов - признаюсь, мне было страшно за исполнительницу заглавной роли Александру Урсуляк - три с половиной часа почти непрерывного лицедейства на пределе человеческих возможностей и заключительный зонг, спетый сначала по-русски, а потом на языке оригинала, когда уже и у зрителей не осталось никаких сил и они дошли почти до отчаяния в этом грохоте, духоте, тесноте кресел, скрюченности ног.

Так что я вас предупредил - это очень сильно и очень тяжело!

театр, искусство

Previous post Next post
Up