Если театр начинается с вешалки, то книга - понятно с чего. Так вот, понятно с чего книги Млодинова - еще та штучка. Только на первый, беглый, взгляд она выглядит традиционно, но если посмотреть под углом, то с обложки и с корешка засветятся побудительно: «Купи!», под фамилией вдруг блеснет и снова уйдет в зеленую тень «Твой самый любимый автор!», а еще ниже более пространное зазывное обращение к потенциальному читателю вырисуется.
И мы, таким образом, получаем цельный продукт, не только содержательно описывающий работу бессознательного, но и использующий бессознательное для продвижения самого продукта.
И это только полдела, если вспомнить, что бессознательное сидит, без преувеличения, в каждом из нас, и поэтому книга эта, вернее, почерпнутое из неё, соединившись с этим пресловутым бессознательным, по логике должно совершить подлинную революцию в нашем представлении о самих себе.
Говоря короче, Млодинов вправляет мозги читателю - не в лоб, конечно, но с юмором, со ссылкой на многочисленные эксперименты, с увлекательными рассказами из истории психологии и из собственной жизни - например, его работы со Стивеном Хокингом.
В 10-и насыщенных информацией главах он рассказывает о свойствах подспудной части нашего мозга, работа которой вершится незаметно для нас самих, но результат можно обнаружить в каждом суждении, желании и поступке.
Млодинов утверждает, например, что такая вещь, как восприятие мира, память, наши чувства - суть модели, которые ловко сооружает мозг для нашего удобства. Из-за несовершенства зрения, слуха и так далее, из-за ограниченности ресурсов памяти мозг вынужден конструировать «картинку мира», конструировать наши воспоминания, конструировать даже чувства.
Поэтому редко когда можно быть до конца уверенным в том, что увидел именно то, что было, или вспомнил именно то, что происходило на самом деле.
Или склонность мозга раскладывать всё по полочкам, категориям. И вот мы уже находимся во власти стереотипов, и нужно приложить усилие, чтобы увидеть в повстречавшемся человеке не «одного из» с заранее известными качествами, а индивидуальность - такую же как мы сами - с неповторимым набором достоинств и слабостей.
Еще одно свойство бессознательного - автоматически дискриминировать тех, кого мы не относим к «своей группе». Многочисленные эксперименты показывают, что «даже в тех случаях, когда разделение на группы анонимно и совершенно случайно, даже ценой командных потерь люди однозначно предпочитают участников «своей группы», а не действуют во имя наибольшего блага».
О практических советах говорить не буду, хотя они в книге тоже присутствуют. Не в явном виде, но достаточно доходчиво, чтобы, например, начать при разговоре добавлять в голос уверенной басовитости из нижних регистров, следуя выводам ученых: если попросить женщин «оценить мужчин, которых они не могут увидеть, а лишь услышать, тут-то происходит чудо единодушия: чем ниже голос у мужчины, тем привлекательнее он кажется».
Одним словом, рекомендую книгу всем, кто еще не всё понял о себе и окружающих.