«Моя жизнь». Махатма Ганди

Dec 15, 2012 20:00

Честно признаться, я не собирался вот так сразу - только купил - приниматься за эту книгу. Взял на 5 минут прощупать - пойдет ли, не занудна ли исповедь великого человека, не подпорчена ли нравоучениями?
Отведенные 5 минут прошли нормально, ничего отталкивающего обнаружено не было. Больше того, это оказалась не вполне автобиография, не столько событийная канва жизни, а «история поисков истины», о чем автор, мудрости которого у меня не было основания не доверять, объявил на первых же страницах. Естественно, что через выделенные 5 минут мне захотелось узнать о подробностях этого поиска. Ответ на вопрос о смысле жизни замаячил впереди!
Еще одна движущая сила растущего желания прочесть эту написанную очень доверительным, но одновременно деликатным языком книгу - тот, возникший с самого начала, разрыв в моём разумении, разрыв между укорененным во мне представлением о Махатме Ганди как духовном лидере огромной нации,


одном из величайших политических и этических деятелей в истории человечества, и тем, в общем-то, обычным индийским мальчиком по имени Мохандас Карамчанд из семьи высокопоставленного регионального чиновника, по натуре робким, даже трусливым («Я боялся воров, духов и змей. Я не решался выйти ночью из дому. Темнота приводила меня в ужас»), в 13 лет после женитьбы (не путать с обручением!) на своей сверстнице ставшим образцовым ревнивцем. Можно еще припомнить, что в школе он сторонился одноклассников («Я боялся, как бы надо мной не стали подтрунивать»), совершенно терялся по молодости лет при необходимости что-то сказать перед аудиторией.

Как, спрашивал я себя, как из всего этого набора получился тот Ганди, о котором мы знаем сейчас? Какие личные качества, обстоятельства, знакомства вылепили эту грандиозную фигуру?

Теперь вы понимаете, что я не мог не дочитать эту книгу, раз за неё взявшись. Подозреваю, что та же участь ждет каждого, открывшего сию удивительную автобиографию.

Будет вредительством с моей стороны, если я лишу вас возможности последовать за неуемным Мохандасом Карамчандом и из первых уст получить ответы на интересующие вопросы. Назову только два слова: ахимса и сатьяграха. Без этих понятий нельзя уложить автора в правильную ячейку своего восприятия, это два начала, на которых зиждется созданная им этическая вселенная, принцип (ахимса - непричинение вреда живым существам) и метод (сатьяграха - подразумевающее полный отказ от насилия несотрудничество с несправедливой властью). Взять их на вооружение человечеству было бы сейчас самое время, если оно, конечно, не хочет свалиться в самоистребительную геенну.

книги

Previous post Next post
Up