...снова хвастаю отзывом. А еще - замечательными рисунками.
Не передать, насколько приятно.))
____________________________________
Оригинал взят у
rinakvart в
Есть такие истории... (3)...которые заставляют на несколько дней напрочь позабыть об окружающей действительности. Как метко охарактеризовала это книгу моя знакомая - "шел, упал, очнулся, гипс". В смысле - начала читать и очнулся на половине.
Для
chudovizza - рецензия на ее роман "Осторожно, женское фэнтези!"
Итак,
если вы надеетесь провести приятный вечерок в компании незамысловато написанной книжки о судьбе очередной Избранной, поплакать над несчастной любовью, полюбоваться шикарными героями-мужчинами, которые, естественно, испытывают к героине чувство треугольной формы, то с книгой вы ошиблись.
Не влезай - убьет!
Нет-нет, все будет!.. И приятный вечер, и шикарные герои-мужчины, и Избранная, и любовь (куда же без любви)! И даже модная нынче магическая академия. И приключения, конечно. Только вот чего не будет - так это пресных и набивших оскомину историй о том, как юная красавица, взмахнув мизинчиком, отправляет к праотцам врагов, усмиряет грозных демонов и укладывает в штабеля восторженных воздыхателей, попутно спасая мир.
И не верьте, не верьте названию! Оно предупреждает: «Осторожно, женское фэнтези!». Мол, «не влезай - убьет!». Влезайте. Убьёт. Вернее - затянет в тонко свитую, но крепкую паутину поступков, мотивов, эмоций; умело вытканную паутину детективного сюжета, сплетенную с драмой, комедией, сатирой и бог знает, чем еще…
Выбраться, не дочитав до последней страницы (и даже потом какое-то время) будет трудновато.
Но ведь мы любим лезть под предупредительные надписи и совершать то, что совершать нельзя? Так что - вперёд!
Одному богу известно или Коротко о сюжете
Не задумывалась Марина, когда начинала писать свою книжку, что писательство - дело ответственное. И, разумеется, Марина и не подозревала, как трудно быть богом. Вернее, демиургом мира.
А ещё, как и многие из нас, она хотела убежать в книжный мир. Спастись от проблем, пожить жизнью весёлой девушки - красавицы, у которой и состояние, и друзья, и всё-всё есть, кроме любви, конечно, но и любовь будет - ведь так решил автор.
А вот бог решает иначе. Вечно юный бог Мэйтин решает, что только Марина может спасти собственную историю от гибели, и спасти, не дописав извне, а оказавшись внутри романа.
Мечта? Ну как сказать…Никто же не говорил, что экономист Марина, никогда не бравшаяся за перо, написала шедевр. Да и сама героиня это прекрасно понимает, проснувшись утром в теле себя-книжной. В теле юной Элизабет, урожденной леди Аштон.
Мэйтин ставит перед Мариной-Элизабет условие ее возвращения в собственный мир: найти любовь, разгадать тайну исчезновений, которые происходят в Академии, разобраться с делами учебными. Не так-то и трудно…
Любовь - вон она, в ректорском кабинете, в лице великолепного и невозмутимого милорда Оливера Райхона. Учёба? А что может быть сложного с учёбой для отличницы, учившейся на факультете боевой магии? Тайны? Пфф, тайны! Враз разгадаем!
Но не тут-то было. Элизабет-Марина вдруг с ужасом осознает, что какие-то вещи она только упоминала в книге, о каких-то не писала вовсе, а что-то изменилось до неузнаваемости, следуя созданным предпосылкам. Ну право, кто же думал, что обаяшка Рысь, друг Элизабет (или Элси, как ее звали подруги) - всего лишь обычный бедный студент, которому приходится жить на стипендию. Такого не предполагалось!..
И многого другого - тоже. Тут и задумаешься поневоле, насколько созданные тобой предпосылки определяют жизнь твоих персонажей… А имени убийцы-похитителя Марина как не знала, так и не знает…
Вот так и начинается жизнь Марины в Академии магии. И правда, что жизнь эта похожа не просто на чёрно-белые полосы, а на рисунок тушью - не полосы, а штрихи: боль-радость-обида-симпатия-боль-радость… Эмоции героев и читателя в моём лице скачут не хуже, чем график кардиограммы.
Связь с даром Элизабет теряет. Это Элси великолепная волшебница, а Марина - обычный человек, и как ни старайся, каши с магией не сваришь, пока не узнаешь рецепт. Бог Мэйтин не спешит помогать советом в трудные минуты, а ведь нужно еще как-то завоевать расположение милорда ректора, считающего Элси взбалмошной девицей, у которой в голове не пойми что…
А дальше - та самая паутина сюжета: события несутся вперед, как снежный ком, некогда вздохнуть и выдохнуть облегчённо, потому что чем дальше - тем меньше остается от книги «женского фэнтези». А начинается настоящий, серьезный детектив, продуманный до мелочей.
Место встречи изменить нельзя
О чем думает человек, когда слышит слово «фэнтези»? О драконах, эльфах, кентаврах, единорогах, магии - в общем, он представляет себе некую сказочную страну, населенную не менее сказочными обитателями. И, конечно, любой начинающий автор (а Марина у нас была автором начинающим) не преминет воспользоваться всеми этими элементами «для полноты картины». И получился у нее мир Трайса, где рядом с обычными людьми живут маги и эльфы. И когда-то давным-давно жили и драконы. Словом, что же может быть банальнее?..
Только эльфы, как существа почти неземные, плохо взаимодействуют с людьми: у них иная, не похожая на человеческую, мораль, иное представление о мире и своем месте в нем. Очень ярким примером такого сложного взаимодействия выглядит эпизод, в котором доктор Грин оперирует эльфийского посла: по законам эльфов человек не может обагрить руки эльфийской кровью. Как быть хирургу, который пытается спасти пациента? Но доктор Грин не был бы собой, если бы не нашел выход, правда, стоивший ему всех физических и душевных сил.
А вот напишешь ты «Верховный бог Трайса» - так не удивляйся потом, что Мэйтин - не единственный бог в этом мире…
Словом, Элизабет понимает, что мир - он удивительно живой, и люди - самые настоящие, хоть и рождены ее воображением. Наличие всех обязательных для романтического фэнтези элементов не делает этот мир проще. Здесь есть несправедливость и боль, есть насилие, жестокость, коррупция… Но так же, как и в нашем мире, есть и доброта, честность, благородство, и часто все это так сплетено между собой, что не разберешь, не распутаешь клубок сложных взаимоотношений. И поэтому мир Трайса - чудесен.
И что же в них героического?
Марина. Элизабет. Элси. Бет. Автор и демиург, главная героиня и ученица академии магии, искательница проблем на свою хорошенькую голову. И очень, очень интересный персонаж.
Чем же, спросите, интересный? Тем, что почти до самого финала чувство такое, что в лице героини мы видим несколько разных людей. Решительную Марину, пережившую тяжелейшую личную драму. Смелую и отважную Элизабет. Эмоциональную, веселую Элси, которая плачет и краснеет по любому поводу, легкомысленно пускается в авантюры, устраивает попойки с однокашниками, влюбляется - в общем, ведет себя, как обыкновенная студентка, оказавшаяся вдали от дома. И Бет - хрупкую, ранимую, нежную, любящую и неравнодушную к горю других. И все это в одном теле. В одной душе.
Путь героя - это путь изменения. Принятия себя, способность отпустить прошлое. Способность идти дальше и бороться. И интересно наблюдать, как меняется Марина-Элизабет, как постепенно, медленно, она становится самой настоящей героиней - способной на искреннюю жертву ради блага других, ради любимого человека, в конце концов. Это очень редкое качество, таких героев действительно мало.
И хорошо, что в финале все разные, но дополняющие друг друга стороны личности Элизабет приходят, наконец, в согласие.
Оливер Райхон с самого начала задумывался, как главный герой. Красавец, умница, да еще и обладает загадочным темным даром малефика. А как ему идут строгие костюмы и длинная черная коса!.. Чем не объект мечтаний любой восторженной первокурсницы или одинокой женщины за тридцать?..
Вот и возмечтала Марина (и Элизабет) о таком мужчине. В беде не бросит, лишнего не спросит… Но на деле оказалось, что флер загадочности - это жесткие рамки, в которые милорду ректору приходится себя загонять, чтобы не дай боже ненароком не проклясть кого-нибудь. Это обычный смертный может послать вас к чертям и демонам, и ничего страшного не случится (разве, что может начаться драка). А если к демонам вас пошлет специалист по проклятьям?.. Да и жизнь у молодого относительно ректора - не сахар, и должность он получил, как оказалось, не за красивые глаза… И в герои-любовники Оливер Райхон никак не рвется. Так что не все, назначенные на главенствующие роли, хотя эти роли играть, но понимает Элизабет это не сразу.
А что говорить о персонажах эпизодических? Вот главным героям - им везет, им - почет, уважение, профит и, вообще, все у них обыкновенно бывает хорошо. А эпизодических авторы любят делать и пушечным мясом, и не прописывают-то особенно…
Таким эпизодическим персонажем и задумывался Эдвард Грин. Ну заведующий больницей, ну подумаешь, о нем-то в книге Марины и было от силы пара слов. Но эпизодический этот персонаж, не совсем, конечно, тихо, и не совсем незаметно, но как-то крадучись и в обход красавца ректора завладел всем вниманием Элизабет и экранным… то есть книжным, конечно, временем. И оказалось, что вовсе он не эпизодический, а самый что ни на есть главный. И свои лавры героя отдавать никому не намерен. Вовсе не обаятельный и почти не привлекательный, но саркастичный, умный, в чем-то - жесткий, умеющий добиваться своего, Эдвард Грин, может, и не влюбляет в себя с первого взгляда (попробуй влюбись, если тебя при первом же знакомстве посылают куда подальше!), но постепенно становится понятнее, и, как итог - ближе. Да и как не полюбить его, когда своими резковато-ироничными манерами сначала возмущает, а потом - заставляет улыбаться от того, как в этом «бездушном интеграле» проявляется нежность, забота, участие.
По праву можно сказать, что несимпатичных героев в этой книге нет. Леди Райс, работающая, несмотря на свое аристократическое происхождение, акушеркой в больнице, простоватый на первый взгляд, но умный и наблюдательный инспектор Крэйг, непрошибаемый эльфийский посол - лорд Эрентвилль, от которого веет холодом на полкилометра - все выписаны с такой любовью, с таким вниманием к мелочам, что невольно восхищаешься тем, какими же настоящими они получились.
Будут и глупые, необдуманные поступки, в сердцах сказанные слова, ошибки - все, что так понятно нам, так близко. А любовь! Как тонко, как искренне, трогательно и обезоруживающе великолепно описано это чувство, когда сначала - намеки, потом - чуть более решительные шаги, но при этом ни грамма пошлости, ни единой тени неправдоподобия. Отношения между героями показаны так ярко, что веришь и влюбляешься в этих героев с первых строк.
И даже убийца-похититель - и его можно в чем-то понять, потому что у него мотивы вовсе не злодейские, а обыденно-человеческие. Да, извращённые, но все же - понятные. И оттого становится жутко - что обычный, казалось бы, человек может натворить страшных бед, если его сломит горе.
Что-то заканчивается, что-то начинается
Но все же книга - не драма по жанру. Драматические моменты очень органично и умело сплетены с увлекательным детективным сюжетом, но не они задают общий тон, и поэтому впечатление от книги - очень светлое. Так и в жизни - нет плохого и хорошего, черного и белого, есть разное: горькое, веселое, трудное, забавное, романтическое, обыденное.
Радостно видеть в финале, что герои - полностью раскрыты, все линии - закольцованы, на все вопросы - даны ответы, и каждому определено место. И при этом читателю дается возможность пофантазировать - а что же там было все-таки потом, после «долго и счастливо»?
Потому что, когда что-то заканчивается - начинается что-то новое.