К концу XX века в приходской жизни возникла ситуация, которую можно наименовать конфликтом поколений. Новое поколение прихожан, воцерковившееся и выросшее в церковной среде, в последнее время заметно отличается от уходящего поколения верующих, состоявшихся как православные христиане в эпоху советского периода. Для начала попытаемся охарактеризовать эти поколения.
Первое из поколений, назовем их условно “старыми прихожанами” (возраст в данном случае не имеет значения) - прихожане, воцерковившиеся до 1988 -1991гг. (в зависимости от местонахождения прихода, личности пастыря, других причин). Этому типу прихожан свойствен консерватизм мышления и обрядоверие, они посещают богослужения регулярно, любят внешнюю красоту в богослужении, мало придавая значение содержанию богослужебных текстов. У этой категории заметно недоверие ко всем новшествам, происходящим в Церкви, пастыри, относящиеся к этому типу, придерживаются методов работы, хотя и явно устаревших в современных условиях, однако хорошо зарекомендовавших себя в советский период жизни Церкви. Это наименее активная часть Церкви, однако она отличается дисциплинированностью и верностью Русской Православной Церкви.
Новое поколение, условно названное нами “новыми прихожанами”, харектеризуется в большей своей подверженности болезням переходного периода в государственном устройстве России. У этой части прихожан авторитеты несколько снижены, часто проявляется стремление к лидерству или подчинении себя лидеру, авторитет официальной Церкви в данном случае несколько снижен по отношению к собственному лидеру (“старцу”, духовнику, старшему собрату). Обрядность Церкви имеет для них меньшее значение, чем для “старых прихожан”, замечается стремление к новым методам служения в Церкви, в частности переход на русский язык богослужения, использование современных технологий в религиозной жизни (телевидение, радио, интернет и пр.). в среде “новых прихожан” часто возникают разделения, похожие на сектантское дробление протестантских общин, причины которых - идеи лидеров этих религиозных формаций. Знаменательны разделения (к счастью почти никогда не перерастающие в расколы), произошедшие из-за отношения к ИНН, прославлению Ивана Грозного и Григория Распутина, различных псевдоправославных националистических идей. В этой среде широко распространено младостарчество, либеральное отношение к догматам Церкви и, в крайних случаях, вероучению. В этой среде нередки отдельные переходы в иные юрисдикции и сектантство.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, именно “новые прихожане” являются движущей силой Русской Православной Церкви ввиду их огромного потенциала и, после того, как “болезни переходного возраста” со временем сойдут на нет, от этой части прихожан можно ожидать реальной отдачи в церковной жизни.
Конфликт поколений существовал во все времена, в переходные периоды иногда это приводило к полному противостоянию. И, если в первые годы реформ в Церкви (начало 90-х годов XX века) “старые прихожане” нередко своим консерватизмом отвращали новопришедших от Церкви, то в последующие годы слишком поспешная “ревность не по разуму” “новых прихожан” позволила обвинить первым неофитов в отступлении от Православия. На деле, конечно, этого не произошло но, привыкшим в Православии видеть, прежде всего, обрядовую сторону, “старым прихожанам” казалось опасным всякое, даже совсем незначительное нововведение в жизни общины. Так, переставленная на другое место икона или даже появление икон новопрославленных святых, замены слова “живот” на “жизнь” приводило к трудноразрешимым конфликтам. “Старые прихожане” бойкотировали послебогослужебные беседы, городские Крестные ходы, новоустановленные церковные праздники.
К настоящему времени, по причине возрастных смен поколений, число “старых прихожан” заметно снизилось, однако конфликт далеко не исчерпан. Для решения возникающих проблем необходима централизованно организованная работа на приходах, направленная на компромиссное решение возникающих нестандартных ситуаций. Разобщенность приходов, особенно заметная в нынешний период, служит плохую роль в разрешении проблем. Множество проблем могли бы быть решены благочинными, но, к сожалению, работа благочинных в настоящее время оставляет желать лучшего. Это, конечно, требует политики епархиального руководства, направленной на активизацию деятельности благочинных для достижения максимально возможной отдачи от совместной деятельности настоятелей.
В заключение хотелось бы отметить из года в год растущий потенциал Православия, что свидетельствует о завершении переходного периода в жизни Церкви и наступлении нового периода, который характеризуется завершением внутренних конфликтов и единением в единой цели благовестия Христова.
священник Андрей Ефанов, 2003 г.
http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/smenapokoleni.html Запись сделана с помощью
LiveJournal App для Windows Mobile.