Кто лечит моряков в море?

Oct 22, 2021 08:41



Символы на двери судового госпиталя, обозначающие место оказания медпомощи и хранения дефибрилятора, огнетушителя и носилок.

На грузовых судах врачей нет уже давно. Поэтому полноценную медицинскую помощь моряки получают на берегу. На борту же лишь первую и экстренную.
   
Вообще, по требованиям Конвенции ПДМНВ (Правила Дипломирования Моряков и Несения Вахты) все моряки должны проходить курсы первой медицинской помощи с выдачей соответствующего свидетельства. Кроме того, у капитана и старшего помощника должны быть свидетельства о прохождении курсов медицинского ухода.


Наш медпункт.

Морские Администрации некоторых стран требуют, чтобы капитаны и старпомы, работающие под флагами этих государств, обязательно проходили курсы медицинского ухода в их сертифицированных центрах. Так, например, когда я работал старпомом на судах под датским флагам, я каждые 5 лет ездил в Данию, где в медицинском центре на острове Фано п роходил курсы оказания первой медицинской помощи и медицинского ухода по требованиям Датской Морской Администрации.

Наша основная аптека

Что же делать, если моряк заболел или получил травму во время рейса?
    На борту имеется медицинский пункт с достаточно обширной аптекой, койко-местом или двумя, кислородом. Есть и инструментарий для проведения простых операций, зашивания ран, установки временных пломб, установки капельниц, произведения инъекций. Имеется дефибриллятор, простое реанимационное оборудование. Есть сильнодействующие наркосодержащие средства, хранящиейся в сейфе у капитана.


Сумка первой медпомощи.

В первую очередь, моряк должен обратиться к старшему помощнику. Далее, старпом проводит первоначальное обследование в соответствии с Медицинским Руководством для морских судов, заполняет бланк обследования со всеми контрольными параметрами - пульс, давление, температура, реакции зрачков, и т.д. Если пациент испытывает боль, старпом может дать парацетамол или ибупрофен. Всё. Никаких других лекарств без указания врача давать нельзя.


Кислородный баллон с маской в судовом госпитале.

После того, как первичное обследование проведено, старпом или капитан связываются с врачом берегового медицинского центра по телефону или по электронной почте, в зависимости от экстренности случая. Как правило, это специальная морская радио служба медицинской помощи. Таковая имеется во многих странах, под флагом которых ходят морские суда. Например, в Сингапуре это Сингапурский Общий Госпиталь (Singapore General Hospital), в Дании - Датское Медицинское Радио (Radio Medical Denmark), в Нидерландах - Медицинская Радио Служба(Radio Medical Service). Многие оказывают помощь вне зависимости от флага, под которым ходит судно, как, например, Международный Радио Медицинский Центр (International Radio Medical Centre). Также и в крупных компаниях бывает своя медслужба.


Дополнительная аптечка на случай отравления веществами из опасных грузов.

После получения ответа от врача, начинается лечение, забор дополнительных анализов, либо организуется экстренный заход в ближайший порт для медицинской эвакуации. Бывают травмы или обострения, при которых организуется эвакуация вертолётом, если судно в прибрежной зоне.
  Во многих странах, как только капитан связался с береговым доктором и получил указания по лечению, ответственность за жизнь и здоровье несёт доктор. Он же имеет право направить судно в любой порт для спасения жизни моряка. При этом все препараты, инъекции, капельницы на борту делаются старпомом или капитаном, поскольку именно они обучены этому на курсах медицинского ухода. Поэтому в интересах капитана связаться с медиком как можно скорее даже по кажущемуся пустячным случаю.


Реанимационный набор.

Если случай не экстренный и моряк может потерпеть, то агент в порту назначения может организовать визит к врачу или визит врача на судно по запросу капитана. А далее по предписанию доктора уже будет решаться, списываться ли моряку и ехать домой, или продолжать лечение на борту.
    К сожалению, в связи с режимом пандемии, положение моряков в части оказания медицинской помощи ухудшилось. Уже были у меня случаи, когда власти стран портов захода отказывали моряку в праве на визит к доктору или запрещали доктору приезжать на судно. Так у меня были случаи отказа моряку с межпозвоночной грыжей, когда он с серым лицом еле-еле ходил целый месяц, пока мы не зашли в Португалию, где удалось его списать. Или, из недавнего, моряка со вздувшейся десной в Бенине не пустили к стоматологу. А другого с попавшим глаз химикатом свозили в окулисту в ЮАР, а потом пришлось его держать две недели изолированным в каюте, иначе нельзя было зайти в следующий порт. При этом там всё равно сделали ПЦР-тест всем членам экипажа перед заходом.


Инструкция по реанимационным действиям на судне.

В моей личной практике было много случаев, когда я оказывал первую медицинскую помощь и определённый медицинский уход на борту судна. Случались и эвакуации, хотя непосредственных реанимаций самому пока удавалось избегать. Я ставил временные пломбы, удалял инородные тела из глаз, зашивал раны, менял капельницы человеку с аппендицитом, колол седативы сходящему с ума, разок даже совмещал сломанные кости, организовывал эвакуацию для моряка, который сами не могли спуститься по трапу, - выгружали в носилках краном на буксир в сильную качку. К сожалению, чем больше опыта в работе, тем больше опыта и в оказании медпомощи. Я не люблю это дело, но не боюсь.


Медицинское пособие для судовых капитанов.

Кстати, всё это сделало меня, если на параноиком, то сильно настороженным человеком и в быту. Так, мои аптечки дома и в машине значительно превосходят стандартные и рекомендованные, а выезд на природу с палаткой в компании и с семьёй у меня начинается с похода в аптеку, ибо даже расширенная аптечка мне кажется недостаточной.

В общем, морякам на судне лучше не болеть. Как, впрочем, и всем остальным.

море, работа, медицина, флот, врачи, контейнеровоз, моряк

Previous post Next post
Up