Рулевой
Как я писал ранее, матросы у нас делятся на два уровня -
Ordinary Seaman- по-нашему рядовой матрос, и Able Seaman - квалифицированный матрос. Здесь - о квалифицированных.
В обязанности Able Seaman (AB) квалифицированного матроса входит:
- несение рулевой и/или наблюдательной вахты на мостике под руководством вахтенного помощника капитана (это главное отличие от рядового матроса);
- несение грузовой вахты во время грузовых операций под руководством вахтенного помощника капитана;
- подключение и отключение рефрижераторных контейнеров во время грузовой вахты по указанию вахтенного помощника капитана;
- крепёж груза по указанию старшего помощника капитана, регулярная проверка крепежа груза в море;
Крепёж якорной цепи по походному.
- участие в швартовных и якорных операциях;
- обслуживание палубных механизмов и оборудования по заведованию;
- ведение инвентарного учёта по заведованию;
- ежедневная уборка помещений палубы и надстройки согласно расписанию;
- замеры судовых балластных танков;
- работы по обслуживанию и ремонту палубных механизмов и оборудования под руководством помощников капитана, механиков;
- бункеровочная вахта по указанию старшего помощника капитана;
- участие в любых судовых работах по указанию старшего помощника капитана;
- стояночная вахта на трапах;
- участие в вахтах по охране судна по указанию судового офицера по охране судна.
Вообще, это китайский рабочий в доке готовит крепёжный мостик к покраске, использую гидробластер. В море эту работу делают матросы.
Увидеть с ходу разницу между рядовым и квалифицированным матросом практически невозможно. Зачастую опытный рядовой матрос ничуть не хуже, а порой и лучше квалифицированного по многим рабочим моментам. Иногда даже задаёшься вопросом, почему человека до сих пор не повысили? Но ответа нет или он где-то в недрах кадрового отдела...
У нас 4 квалифицированных матроса. Трое являются вахтенными (00-04/12-16, 04-08/16-20, 08-12/20-24) и один дневной (Dayman).
В порту Альхесирас. Носовые продольные концы.
У вахтенных матросов имеются расписания по заведованию, то есть регулярные работы на палубе. Так, например матрос, несущий вахту 00-04/12-16, отвечает за обслуживание, проверку и инвентаризацию грузового крепежа. Это довольно объёмная часть на контейнеровозе, так что почти всегда к нему приставлен один рядовой матрос в качестве помощника.
Вахтенный матрос 04-08/16-20 имеет расписание по ежедневной приборке ряда помещений, сбор, разделение и упаковку мусора, мелкому ремонту в помещениях.
Вахтенный матрос 08-12, 20-24 отвечает за обслуживание и регулярные проверки палубных механизмов - трапы, краны, швартовные лебёдки, брашпили, вентиляционные люки, и т.д.
Poop Deck или кормовая швартовная палуба.
Дневной матрос выполняет ту работу, которую в других компаниях выполняет боцман. За это ему немного доплачивают. Как правило, у него на подхвате рядовой матрос. Чаще всего на этой позиции самый опытный матрос, но бывает так, что матросы меняются на этой позиции каждые два месяца, чтобы всем получить эти дополнительные деньги.
Все наши квалифицированные матросы из Индии, все с большим опытом. При этом ни у кого из них нет никаких амбиций в отношении повышения до помощника капитана в будущем. Да и не может быть, так как нет соответствующего образования и финансовой возможности его получить. Они все взрослые семейные мужчины с устоявшимся образом жизни, занявшие свои места в жизни и своём обществе.