За время своей работы в море, я встречал немало самых разных людей. Кто-то прошёл незамеченными, с кем-то я поддерживаю связь и вне работы. А были ещё люди, запомнившиеся мне своими историями или какими-то моментами во время нашей совместной работы. Например повар В.
С В. мы работали в 2008 году на контейнеровозе греческой компании.
Повар был бодрый 60-летний мужик с бородой. Очень хорошо готовил блюда русской кухни. Выпечка у него, вообще, была отменная, особенно фирменные крендельки с повидлом...
НММ Саутгемптон на фоне Гибралтара.
Он был из Ленинграда. Именно так он говорил и чувствовал сам, наверное, это передалось и мне, и поэтому у меня не получается написать, что он из Санкт-Петербурга. Из Ленинграда.
Небольшой эпизод из его жизни я расскажу с его слов, но по памяти, поэтому ручаться за детали не могу. Вспомнился он мне в этот раз, когда я со своими помощниками разговаривал за чашкой кофе. Помощники у меня молодые индийцы, далёкие от истории и реалий нашей страны, поэтому тронуть их мой рассказ не мог, разве что немного удивить. Да мне кажется они его и не поняли.
Аврора
В 1990 году В. вышел в море поваром на рыболовном судне. Ушли они на промысел в Гвинейский Залив. Развал СССР застал из в момент стоянки в гвинейском порту Конакри.
По словам В. в определённый момент, когда судно было уже брошено судовладельцем и портовые сборы и прочие платежи не осуществлялись, часть команды сумела уехать домой за свой счёт, а 7 человек, включая его, оставались на арестованном судне. Старшим среди них остался
стармех. Когда же их документы признали недействительными, а судно конфисковали за долги, этих семерых отправили в тюрьму за сопротивление властям при конфискации.
Реалии судоходства в Гвинейском Заливе
Тюрьма, как рассказывал повар, была сущим проходным двором с практически неограниченной возможностью выходить и возвращаться. Достаточно было небольшой мзды охранникам.
Ребята наши ходили в город, чем-то как-то зарабатывали, пытались попасть к нашим дипломатам за помощью. Но, видимо, им это не удалось, да и жизнь такая поднадоела, в общем, они решили бежать.
В 1992 году в определённый день они ушли из тюрьмы, пробрались в порт, да и угнали собственное судно. К тому времени им пользовался какой-то местный большой начальник в качестве прогулочного.
Вот только уйти им незамеченными не удалось. Уже в море их догнали гвинейские военные, открыли по ним огонь. В итоге судно получило пробоины, а позже и затонуло, а военные просто ушли назад, бросив беглецов в море.
Их подобрало шведское рыболовное судно. На этом судне они провели ещё долгие 9 месяцев, работали даже, и получали зарплату. А в 1993 году шведы, будучи уже на пути на север, передали их на российское судно, следовавшее в Архангельск.
Так, спустя почти три года после выхода в море под флагом одного государства, они вернулись домой на отечественном же судне, но уже под флагом РФ.
По приходе в Архангельск их тоже поначалу задержали, поскольку документов у них никаких не было, но вопрос разрешился благодаря их старшему механику, который был знаком с кем-то в капитании порта. Там и помогли. В итоге со справками лиц без гражданства они добрались до Санкт-Петербурга.
Как говорил В., вплоть до 1996 года он ходил по разным инстанциям и собирал бумаги для восстановления своих документов, в том числе морских. А в 1997 году снова вышел в море поваром, но уже на грузовом судне.
P.S. Сегодня эта история кажется байкой даже мне самому, так много изменилось в мире и в жизни. Но похожие истории я слышал и раньше, потому и эту запомнил.