Длинные выходные прошли, оставив за собой такой невообразимый след впечатлений, что сидеть спокойно, ровно и заткнувшись практически невозможно. Как всегда на пике маниакальной фазы, меня разрывает от слов, и даже мои многочисленные бездарные рабочие словоизвлечения как-то не очень помогают от такой ярко-выраженной гиперактивности. В общем, разрывает меня, а страдать как всегда вам - потому что под катом следует тридцать три тысячи слов на тему "как я провел Пасху" и прочий миленький, но не маленький лытдыбр :)
Пасха в Швеции ничего общего с Иисусом Христом, Страстной пятницей, распятием и воскресеньем давно уже не имеет. Зато имеет много общего с цветными пластиковыми зайцами, искусственными цыплятами из ядовито-желтого пуха, бесконечными нарциссами всех конфигураций, расписными яйцами размером с человека, а также семейными обедами, поиском яичных сокровищ и прочими миленькими маленькими домашними радостями. А поскольку радости эти совпадают обычно с приходом весны, что в данных широтах воспринимается как куда большее чудо, чем чье-то там воскресенье, то празднуется это все долго, с толком и с расстановкой. И поэтому пасхальные каникулы в этой стране длиннее даже, чем Рождественские, составляя целых четыре дня. Уже в четверг после обеда рабочие места постепенно вымирают, народ пестрыми толпами вываливает на улицы и всем своим видом показывает, что всё, праздник к нам приходит.
В этом году, правда, природа решила показать суровым скандинавам (а также по совместительству и всем остальным) кузькину мать и прочих экзотических животных, выдав на повестку дня во-первых, дождь, во-вторых, снег, а в-третьих адскую холодину, которая с весной ничего общего даже и близко не имеет. Но местное население так просто конечно не напугаешь. Оно еще и не то видело. Поэтому праздник прошел по расписанию.
Не знаю, как у других шведов и к ним примкнувших, но у меня расписание было приблизительно следующее. В четверг я, поработав всю работу человечества (за четверг, за пятницу и за того парня), я закупила с трудом пробиваясь через толпы праздных шведов свою классическую "сумку космополита" (шведский хлеб, швейцарский сыр, французский черешневый джем, бельгийский шоколад) и выдвинулась на север, в славную маленькую дыру Х., где собственно и собирались пройти мои выходные. Поскольку день четверга прошел в стахановском угаре, вечера четверга я совершенно не помню. Неудивительно, конечно, усталость стирает мне память похлеще алкоголя и прочих запрещенных стимуляторов.
Утром же пятницы, выглянув в окно и увидев происходящее за ним, я остро пожелала увиденное развидеть. Серость, серость, дождь, капли, романтическая тоска, налить чернил и выпить, ну и все такое прочее по классическому образцу. Но, ради бога, где наша не пропадала. Поглотив мультикультуральный завтрак, приготовленный из вышеупомянутой сумки космополита, мы выдвинулись на автомобильную прогулку - единственно возможный в данных условиях вид неовощного отдыха. Прогулка весьма удалась, мы заехали в Валлокру - крохотную жопу галактики, где трудолюбивые шведы до сих пор изготавливают горшочки Винни Пуха керамику по старинным технологиям, собственными изнеженными арийскими ручками, в результате чего каждый кривенький кувшинчик стоит там как колесо от нового Порше.
Подавив желание обогатиться горшком пустым, посидев немного внутри печи для обжигания керамики, осмотрев неизобильный рукодельный ассортимент и изрядно вымокнув под мерсским сереньким дождиком, Валлокру мы покинули, получив по дороге звонок от друзей Б., которые в первый пасхальный выходной день занимались приблизительно тем же - а именно нарезали круги по Сконе и навещали все, что можно навестить. Ну и мы с Б., конечно же, стали их следующей целью. Асоциальная зайка в лице меня дернулась в конвульсии, но испугаться в этот раз практически не успела, потому что гости в этот раз явились практически без объявления войны :)
Андерс и Корин, к слову, оказались преинтереснейшими товарищами. Эта прекрасная новообразовавшаяся пара на данный момент... проходит посвящение в протестантские священники (ну и познакомились они тоже в церкви, мимими). Да, оба. Нет, ну с Андерсом-то все понятно - будучи социологом религии (и прочитав даже на моем курсе несколько шедевральнейших лекций о религии в эпоху оголтелой глобализации) и пройдя на своем духовном пути тридцать три церкви и сто пятьдесят деноминаций, не удивительно, что он таки пришел к подобному решению. А вот Корин, преуспевающий архитектор самого что ни на есть прагматичного пошиба, который вдруг решил нести разумное, доброе и вечное в атеистические шведские массы - это уже что-то весьма интересное. В общем, занятная парочка.
Занятная, и натолкнувшая меня на очередные размышления о непреодолимой межкультурной разнице. На этот раз - разнице в а) гендерных ролях б) одежде. Вот как известно, в дикой природе, самцы как правило обладают ярким раскрасом, пышным хвостом или нарядными перьями, а серенькие самки с чрезвычайным чувством собственного достоинства этими самцами помыкают. В наших же, человеческих, восточноевропейских реалиях акценты давно смещены в сторону зазывно ярких сдамочек и брутально неухоженных самцов, которые на свой внешний вид клали все органы, находящиеся в их распоряжении. А в Швеции, совершенно наоборот, "природная" тенденция сохраняется и увидеть ее очень легко: даже на первый взгляд мужчины одеваются здесь стильно и со вкусом, используя яркие цвета, изящные цветовые комбинации и стилистические ходы.
Мужская одежда шьется сугубо по фигуре: до миллиметра приталенные рубашки, стильные пиджаки плотно обтягивающие широкие викингские плечи, джинсы отлично сидящие на ягодицах - тело во всей его спортивной гармонии напоказ. А вот женская одежда и женская же манера одеваться - это же ад и апокалипсис. В местных магазинах нельзя найти ни одной женской тряпки, которая бы кроем отличалась от квадратного мешка с двумя дырками для рук. Штаны редко сидят в обтяжку на попе и бедрах (зато облегают тоненькие икры), а из цветового разнообразия - исключительно серый, темно-серый, темно-синий, черный.
На женское тело обычно надевается тридцать три слоя разнокалиберных мешковатых топов, один другого больше, мешковатей и серее, и дело ведь совсем не в неухоженности! Дело в культурных кодах, однако. Не удивлюсь, кстати, если коды эти идут прямиком из старой доброй протестантской этики и пуританизма: женское тело - сосуд греха - подчеркивать нельзя, показывать нельзя, а вот мужское - всегда пожалуйста, все равно ни одну женщину обтянутая текстилем мужская талия на путь порока не поставит. Презанятно!
В общем, что-то Шахерезада расписалась и в процессе письма изрядно проголодалась. Поэтому Шахерезада сейчас пойдет сочинять себе очередной салатик, а об остатке выходных допишет в следующем посте :) Coming soon...