Т. Б. Бонч-Осмоловская, "Комбинаторная литература"

Jul 17, 2015 06:18

Оригинал взят у hojja_nusreddin в Т. Б. Бонч-Осмоловская, "Комбинаторная литература"




Курс посвящен изучению литературы, основанной на жестких формальных ограничениях, от античности до предкомпьютерной эпохи.

Среди авторов направления - Симмий Родосский, Ликофрон Халдийский, Нонн Панополитанский, Авсоний, Порфирий Оптациан, Пентадий, поэты-трубадуры и поэты школы великой риторики, основатель испанской литературы, поэт и мистик Рамон Луллий, поэты протеической школы Кальман и Харсдорфер,
в русской Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Ломоносов, Державин, В. Брюсов, в середине и конце ХХ века - А. Кондратов, Г. Сапгир, Д. Авалиани и другие.

В этой традиции совмещается якобы несовместимое - традиция и новаторство, работа и игра, серьезное и смешное, напряженный кропотливый труд и радость.

В ХХ веке направление обогатилось работами группы французских математиков-поэтов УЛИПО (Мастерская потенциальной литературы). Улиписты экспериментировали систематично и опираясь на профессиональное знание математики и истории литературы. Они стремились вывести эту традицию, отошедшую к ХХ веку в периферийную область, на магистраль литературы, отыскать потенциалы, пути развития литературы сегодня.

Вслед за улипистами в изучении литературных произведений мы будем исходить из структур математической природы: комбинаторных объектов, последовательностей, пределов, матриц, гомоморфических преобразований, топологии, фракталов.

Курс будет строиться как дерево: корни представляют собой лекции по истории и теории формальной литературы, ствол и ветви - практикум, где мы будем встречаться с поэтами и художниками, работающими в этой области, а цветочки, «цветы риторики высокой», - собственная практика, теоретические исследования и сочинение собственных произведений, основанных на изученных или новых формальных структурах.

Тема 1. Литература вдохновения и литература ограничений
линии Диониса (mania) и Аполлона (techne). Techne - литература строгих форм и формальных ограничений. Краткая история литературы techne от античной Греции до ХХ века. Литература ограничений в России. Группа УЛИПО - синтез математики и литературы. Школа, практика, игра.
Раймон Луллий. Его жизнь и «Великое Искусство».

Тема 2. Комбинаторная литература. Экспоненциальные и факториальные перестановки элементов текста меньшего порядка
(букв, слогов, слов, фраз, параграфов, страниц) в элементах текста большего порядка (слово, фраза, параграф, страница, глава). Экспоненциальная литература: «41-й поцелуй» Кульмана. «Начало романа» Ж. Перека. SIMP (Simplified Integrated Modular Prose). Генераторы текстов. Музыкальные конструкторы.

Тема 3. Комбинаторная литература: экспоненциальные перестановки.
«Сто тысяч миллиардов стихотворений» Р. Кено. Хайку-конструктор Бусленко, Федина. Факториальные перестановки: эпиграмма Вергилия, «фигура распространения», двустишия Харсдорффера. «Рондолет» И. Северянина, «бесконечное рондо» и «Томные грезы» В. Брюсова.

Тема 4. Комбинаторная литература: одиночные перестановки элементов текста меньшего порядка в текстах большего порядка.
Палиндромы. Буквенные палиндромы. Оборотни. Палиндромы имен собственных. Нестандартные палиндромы: круговертни и кругооборотни. Слоговые, словесные и фразовые палиндромы. Палиндромы Голенищева-Кутузова, Брюсова. Палиндромы Минаева, Н. Полевого, Doppelganger. М. Пухов «Палиндром в антимир».

Тема 5. Комбинаторная литература: анаграммы.
Буквенные анаграммы слов и фраз. История анаграммы и каббала. Анаграммы имен собственных и их значение. Экзотические анаграммы: антиграммы, миниграммы, контпетри и спунеризмы. Слоговые, словесные анаграммы. Квадратные стихотворения Ж. Лескюра. «Все пути ведут в Рим» Г. Мэттьюза.

Тема 6. Комбинаторная литература. Циклические перестановки.
Стихи по схеме К. Бержа. Омографы и омонимы. Омонимические рифмы. Hyp-hen и спрятанное имя. Пословицы. Центон.

Тема 7. Последовательности.
Буквенные последовательности: абецедарии и акростихи. Мезостихи и телестихи. Фонетические последовательности. Числовые последовательности. Усложненные акростихи. Лабиринты.

Тема 8. Последовательности количества элементов текста меньшего порядка в элементе текста большего порядка.
Ропалические тексты: буквенный ком, слоговой ком (Авсоний, Брюсов), словесный ком. Лавина. Фигурные стихотворения.

Тема 9. Последовательности: чередование элементов текста. Рифма.
Гомеотетевт, прародитель рифмы. Поиск возможностей рифмы: панторифмы и сквозные рифмы. Цепь и эхо. Начальные и начально-конечные рифмы. Стихотворение с чертой Ле Лионне.

Тема 10. Последовательности: чередование элементов текста. Строфика и рифмика.
Жесткие и сверхжесткие поэтические формы: сонет, рондель и рондо, триолет, виланель, терцины и секстины.

Тема 11. Последовательности: тексты с разветвлениями.
Пьесы по графу, дерево театра, «Сказка по вашему велению» Р. Кено, интерактивная литература.

Тема 12. Пределы: ограничения алфавита.
Тавтограммы, липограмма. Панграмма и липограмматическая панграмма. Гетерограмматические и изограмматические стихотворения Ж. Перека.
Пределы: лексические ограничения. Равнофранклийский язык. Стихотворения на АЛГОЛе. Стихотворение Фр. Ле Лионне. Роман Мишеля Талера.

Тема 13. Пределы: количественные ограничения.
Моносиллабическая поэзия. Двустопные и одностопные стихи. Брахиколон. Двустишия, одностишия, нулестишия. «Отсечение лишнего».

Тема 14. Гомоморфизмы.
Гомофония: гомоконсонантизмы, гомовокализмы, гомофонические переводы. Гомосинтаксические переводы. Метод (S+7) Жана Лескюра. Антонимические и комплексные тексты. Гомосемантические переводы. Парафразирование. «Я памятник себе воздвиг…». «Основания литературы после Д. Гильберта» Р. Кено.

Тема 15. Матрицы.
Магические квадраты. SATOR AREPO. Словесные квадраты Эберхарда Немецкого и Л. Кэрролла. Матрицы Кено: умножение текстов, «Х принимает Y за Z».

Тема 16. Фракталы.
Циклические стихотворения, стихотворения с вариациями, «убывающие» стихотворения. Венок сонетов. Т. Стоппард «Розенкранц и Гильдернштейн мертвы». Рассказы с вложениями: 1001 ночь, «Рукопись, найденная в Сарагоссе». Автор, повествователь, рассказчик. Рассказы Борхеса, Кортасара. «Кунсткамера» Перека.

Тема 17. Отдельные математические структуры.
Простые численные ограничения. 14=15 Жака Бенса. Ход коня. Лента Мебиуса. Булевы стихотворения. Греко-латинские квадраты. Коробка идей Франсуа Ле Лионне.

Темы семинарских занятий курса

1. Риторические упражнения и состязания (на основе «Упражнений в стиле» Р. Кено).
2. Текстовые конструкторы: практика составления и использования.
3. Форма и содержание «Ста тысяч миллиардов стихотворений» Р. Кено.
4. Текст из палиндомов и текст на основе палиндромов. Х. Кортасар «Сатарса».
5. Практика буквенного анаграммирования. Загадки и шифры.
6. Практика составления пересловиц и центонов.
7. пи-тексты, е-тексты. Азбуки и палитры.
8. Жесткий и свободный фигурный текст.
9. Потенциалы рифмы на материале школы Великих риториков.
10. Стихотворение жесткой формы с требованием буквенного ограничения.
11. Схема для текста и текст по схеме.
12. Практика тавтограммы на распространенные (с, п, о) и редкие (ч, щ) буквы.
13. Практика «отсечения лишнего» на произведениях русских поэтов.
14. Практика комплексных текстов (четыре и семь вариантов).
15. Матрица «X принимает Y за Z» в литературных произведениях.
16. Бесконечные тексты с вариациями.
17. Подведение итогов и обзор нереализованных возможностей.

Список тем рефератов по курсу

1. Поэтические ограничения: тормоз или стимул для творчества?
2. Можно ли соединить математические и поэтические законы?
3. Рождение прекрасного из перебора возможностей: жизнеспособны ли поэтические гомункулюсы?
4. «Поэзия должна создаваться всеми, а не отдельными людьми»
5. Роль автора в сочинении комбинаторных текстов.
6. Может ли компьютер писать стихи?
7. Комбинаторная поэзия: бесконечные возможности и возможные ограничения.
8. Перевод математических законов в область поэтики. На основе «Основания литературы после Д. Гильберта» Р. Кено.
9. Рождение фигурной поэзии.
10. «Темная» поэтика Ликофрона Халдийского.
11. Обучение искусству слова в средневековой латинской школе.
12. Поэт-ритор Авсоний.
13. Комбинаторика Рамона Луллия.
14. Нечаянные открытия Вильяма Арчибальда Спунера.
15. Поэтическая мастерская В. Брюсова.
16. Поиск новых форм в русской литературе начала ХХ века.
17. Поэтический конструктор Раймона Кено.
18. Словесные игры Х. Кортасара.
19. Загадка: игра детей и мудрецов.
20. Мастер комбинаторной литературы Дмитрий Авалиани.
21. Прочтения и трактовки и магического квардрата SATOR AREPO.
22. Прошлое и настоящее палиндрома.
23. Обратимость палиндрома в пространстве и во времени.
24. «Что в имени тебе моем?» Можно ли найти тайный смысл в анаграммах имен.
25. Зарождение и развитие рифмы.
26. Исследование секстин.
27. Краткая история интерактивной литературы.
28. Практическое применение и перспективы текстовых конструкторов.
29. Лучшее изобретение улипистов.
30. Новый метод создания литературного произведения на основе математической закономерности.

Список литературы к курсу

1. Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии.
Сост. и комм. Г. Лукомникова и С. Федина. Конс. Д. Авалиани. - М.: Гелиос-АРВ, 2002.
2. Береговская Э., Берже Ж.-М. Занятная риторика. - М.: Языки русской культуры, 2002.
3. Бирюков С. Е. РОКУ УКОР. Поэтические начала. - М.: РГГУ, 2003.
4. Брюсов В. Опыты. // Собрание cочинений в 7 томах. - М.: Худ. литература, 1973-1975. Т. 3.
5. Бонч-Осмоловская Т. Литературные эксперименты группы «УЛИПО» // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С. 246-270.
6. Гарднер М. Правое или левое? // Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Мир, 1971. С.142-151.
7. Гарднер М. УЛИПО. УЛИПО II. // Гарднер М. От мозаик Пенроуза к надежным шифрам. - М.: Мир, 1993. С.104-133.
8. Гарднер М. Машины, сочиняющие мелодию // Гарднер М. Путешествие во времени. - М.: Мир, 1990. С.102-116.
9. Гаспаров М. Л.. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. - М.: Высшая школа, 1993.
10. Квятковский А. П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966.
11. Кено Р. Сто тысяч миллиардов стихотворений. - М.: Грантъ, 2001.
12. Федин С. Лучшие игры со словами. - М.: Айрис, 2002.

Контрольные вопросы по курсу

1. Основные положения литературы технэ.
2. Этапы литературы формальных ограничений.
3. Литература формальных ограничений в России.
4. Значение УЛИПО.
5. Жизнь и «Искусство» Р. Луллия.
6. История буквенных палиндромов.
7. Буквенные и словесные анаграммы.
8. Принципы создания текстового конструктора.
9. История факториальных текстов.
10. Факториальные перестановки в русской поэзии начала ХХ века.
11. Циклические тексты.
12. Омографы и омонимы.
13. Создание и прочтение центона.
14. История абецедариев и акростихов.
15. Ропалические тексты.
16. Фигурные тексты.
17. Лабиринты.
18. Возможные способы размещения рифмы.
19. Жесткие поэтические формы: триолет, рондо, терцина.
20. Сонет и венок сонетов.
21. Развитие жестких поэтических форм в практике УЛИПО.
22. Тексты с разветвлениями УЛИПО.
23. Липограмма.
24. Тавтограмма.
25. Тексты без определенных частей речи.
26. История моносиллабической поэзии.
27. Количественные пределы текстов.
28. Гомофонические переводы.
29. Гомосемантические переводы.
30. «Основания литературы» Р. Кено.
31. Текстовые магические квадраты.
32. Текстовые матрицы Р. Кено.
32. Повторы с вариациями.
33. «Кунсткамера» Ж. Перека.
34. «Сто тысяч миллиардов стихотворений» Р. Кено.
_________________________________________________________
Татьяна Борисовна Бонч-Осмоловская, канд. филол. наук, ст. преп.
http://www.homo.fizteh.ru/programs/culture/bonch_osmolovskaya.htm
(Текст лекций (в формате MS Word): zip-архив, 614Кб)
http://www.homo.fizteh.ru/programs/culture/bonch-osmol.zip
Bonus:
http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/lecture1.htm
http://liter.net/=/Bonch-Osmolovskaya/texts/2006-06_vorradio.htm

комбинаторная поэзия, библиотека

Previous post Next post
Up