Оригинал взят у
ek_21 в
Видеомы Андрея Вознесенского Официальный сайт:
Андрей Вознесенский. Видеомы.Специально для сайта "Московские писатели":
Андрей Вознесенский. Видеомы 9-06-2010, 00:08Андрей Вознесенский. Визуальная поэзия
Как ни странно, но только теперь, когда не стало Андрея Вознесенского, ярчайшего представителя *шестидесятников*, - я поняла, что мы уже 1о лет живём в новом веке, в другом, молодом мире. Что выросло поколение, ничего не знающее о звонких 60-х, не смотревшее *Юнону и Авось*, не любящее стихов... Возможно, я ошибаюсь....
Но сегодня я не стану пересказывать биографию Поэта и читать стихи.
Я покажу вам работы Вознесенского в жанре визуальной поэзии и то, что он называл *видеомами* .
Дружеский шарж В.Мочалова
***
По базовому образованию Вознесенский - архитектор. Думая, что распрощался с архитектурой словами:
"Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райкомы в рококо", -
он сменил вид деятельности лишь формально, занявшись архитектурой внутри слов.
Вознесенский с т р о и л свои композиции из букв, и эти стихи лучше не читать, а рассматривать, пытаясь понять, как это сделано (т.е. оценивать как архитектурную конструкцию), и находить в них неожиданные и интересные превращения.
***
Андрей Вознесенский экспериментировал в области художественной формы. Он создавал "видеомы", в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.
Автопортрет
Автопортрет. Стадион
Из
интервью корреспонденту "Известия" Наталье Кочетковой:
- Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму "Мастера", стихотворение "Я - Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому.
Пастернак
- Своей первой видеомой я считаю плакат, нарисованный к столетию Пастернака, где он распят, как Христос. Тогда это выглядело довольно непривычно, издательство даже испугалось ставить свое название на постере.
Век Пастернака
- Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в этом.
Пастернак
- Когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта.
Точка пули.
Анна Ахматова
Осы Осипа
Набоков
Северянин
Grinsburg
Bernstain
Прокофьев
Пруст
Раскольников
Ремарк
Скамейка
Матьма - кругомет
Журнал "Юность"
Чайник
Madonna
Chains of Freedom
Snowing
Архитектурная отмывка слезой
Мемориал И. Баркова. Камин в Челси. Нью-Йорк
90-е эхо 60-х
Как найти в Москве СКВ
Играума
источник Обложка каталога выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
"Андрей Вознесенский. Видеомы" - М., 1993. 32 с., цв. ил.
Клип Виталия Кальпиди на тему Видеом Андрея Вознесенского
Click to view
Дополнительно:
Е. И. Беглова, Г. Б. Наумова
Лингвистический анализ жанра видеомы в творчестве В. П. Вишневского
В статье анализируются языковые особенности текстов В. П. Вишневского, которые проявляются в новом жанре видеома.
Скачать в pdf.