Оригинал взят у
skyruk в
Удивительная находка. “Künstlerishe Schachfiguren aus zehn Jahrhunderten; 45 Bildtafeln (Insel-Bücherei Nr. 752)” - "Художественные шахматные фигуры десяти столетий": 45 фотографий из музеев всего мира, первое издание 1963 года, с комментариями. Я слыхал об этой книге, видел сканы обложки в Сети, но и только. И не сказать, чтоб я так уж её вожделел, но заглянуть внутрь мне было бы интересно.
И вот в минувшую субботу я совершенно случайно увидел её на развале и не поверил глазам: она! Корешок оторван, но внутри всё в прекрасном состоянии. Ещё и с автографом! (непонятно, правда, чьим).
Я уже привык к тому, что на барахолке в Измайловском кремле попадаются странные и удивительные вещи, но к такому был всё-таки не готов. Наверное, эта книга была действительно хоть сколько-нибудь нужна дай бог двум-трём людям в Москве. Но мир действительно тесен. Цена вопроса оказалась приемлемая. Пара часов работы со сканером - и вот вам фотографии. Наслаждайтесь.
Ладья, Египет, слоновая кость, 3 (!) век нашей эры. Находка единичная, и потому не совсем понятно, шахматная ли это фигура, но эксперты склоняются к мысли, что таки да, это шахматная ладья.
Слева: король, исламский Египет, арабская шахматная фигура из горного хрусталя, 11 в. н.э.
Справа: немецкие и британские костяные фигуры, сделаные под влиянием абстрактных форм фигур исламского периода (слева направо): слон, король и конь, 12 в. н.э. Король и слон были найдены в 1950 году при земляных работах в Лондоне, конь был обнаружен в германском Тюбингене в 1932-м.
Слева: ладья, резная кость, Нижний Рейн (предп. Кёльн), вторая половина 11 в. н.э. Гипсовая копия (оригинал сильно пострадал во время пожара).
Справа: слон, резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Обе фигуры относятся к редкому типу "двуглавых" фигур - это был недолгий период, когда шахматы, сохранив в целом свою абстрактную исламскую форму, уже стали "европеизироваться". Бивни абстрактной фигуры слона превратились в две головы. Фигурки богато украшены пластичной, вычурной резьбой, среди которой встречаются не только образы людей, но звери и мифические существа - две большие птицы (предп. гусь и фламинго), кентавр и сатир. Оборотную сторону можно видеть на следующем фото.
Слева: слон (оборотная сторона), резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Справа: король, предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 12/13 вв. н.э. Фигура изображает короля, сидящего на троне, у подножия которого сидят два пажа. Резьба компактная, но от исламской абстракции уже почти не осталось следа, фигура уже не круглая в сечении, мифические существа тоже исчезли, на оборотной стороне фигуры растительный орнамент. Это гипсовая копия. Местонахождение оригинала в настоящее время неизвестно.
Слева: ферзь (королева), предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 14 в. н.э. Конная фигура амазонки в женском седле, с державой или чашей в левой руке. Обнаружена при раскопках в Дитмаршене.
Справа: король, Германия, слоновая кость, 14 в. н.э. Крупная скульптурная композиция, изображающая короля, сидящего на троне. Видны отголоски скандинавской традиции (возможно, хнефатафла), поскольку король вооружён, а за спинкой трона находится отряд рыцарей-телохранителей. В правой руке у него меч, на левой сидит птица - символы силы и мудрости. Оборотную сторону фигуры можно видеть на следующем снимке.
Слева: король, слоновая кость, Германия, 14 в. н.э. - Оборотная сторона фигуры с фото №9.
Справа: слон или конь (не выяснено, поскольку в данном случае мы имеем предположительно фигуру епископа верхом на лошади, что, вообще-то, для шахматной символики весьма нетипично), Южная Германия, бивень нарвала, 14 в. н.э. Позади всадника находятся две фигуры монахов, всю композицию обрамляет барельеф с мелкими фигурками крестьян или воинов. Изделие невероятной красоты и сложности.
Слева: конь, предп. Южная Германия, клык моржа, 14 в. н.э. Откровенно - рыцарь на коне, в шлеме, с мечом и щитом, в окружении крестьян или оруженосцев. Фигура выполнена в том же стиле, что и неустановленная фигура с фото №11. Гипсовая копия (оригинал уничтожен пожаром).
Справа: ладья, чернёная бронза, Италия, 16 в. н.э. Фигура изображает слона, на спине которого двухэтажная башня - мобильная крепость. Заметно сильное индийское влияние. У фигуры появляется цоколь.
Слева: пешка, позолоченная бронза, Северная Германия, 1570 год. Невероятно красивая фигура, изображающая ландскнехта в традиционных шароварах pluderhose, шляпе с нашитыми железными бляшками и кирасе. У пояса короткий меч курцшверт, в руках древко алебарды (наконечник, видимо, даже не отломан, а так и не был отлит, чтоб не пораниться во время игры).
Справа: конь и король, эбеновое дерево, Венгрия, г. Эгер, 1700 г. Изображают воинов в восточных одеждах, король в чалме, конник - в тюрбанном шлеме. Очень реалистичные, художественно проработанные скульптуры.
Слева: ферзь (королева), слоновая кость, предп. Южная Германия, изображает амазонку на лошади, даму, одетую по последней тогдашней моде, сидящую в женском седле.
Справа: пешка, Нидерланды, работа резчика Адриана ван ден Верфа (1659-1722), о чём свидетельствует надпись с изнанки на цоколе. Изображает бюст латника в шлеме и панцире, идущего в атаку. Обратите внимание на характерное выражение лица - то, что Бабель, а за ним и Высоцкий назвали "гибельным восторгом". Настоящее произведение искусства, упомянутое во многих каталогах, безотносительно его принадлежности к шахматам.
Слева: король, пешка и ладья, позолоченное серебро, Южная Германия, 1700 г. Белые фигуры, изображающие индийских воинов, идущих в атаку. В полном наборе им противостоят фигуры испанцев из тёмного серебра. Фигуры литые, украшены тонкой золочёной гравировкой.
Справа: король и ферзь (королева), слоновая кость, Нидерланды или Бургундия (возможно, Франция), первая половина 18 в. н.э. Фигуры царственной четы на маленьких точёных постаментах; король в панцире, королева в модном платье с расшитым корсажем. Посмотрите, сколько изящества в этих маленьких фигурах, как чувственно и преданно они смотрят друг на друга! Самое любопытное - их позы и разворот головы таковы, что на доске в начале партии их просто невозможно поставить неправильно :)
Слева: ферзь (королева), конь, король, золотисто-жёлтый янтарь, Северо-восточная Германия, вторая половина 17 в. В этих фигурах интересен не только материал, из которого они сделаны, но прежде всего стиль - это фигуры-бюсты, характерные для побережья Северного моря, очень популярные в то время. Появляется классическая фигура головы и шеи коня. Тонкая, красивая резьба. Обратите внимание: фигура королевы немного выше фигуры короля.
Справа: король и ферзь (королева), белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1711 г., продукция мастерской Иоганна Фридриха Бёттгерса. Фигуры в живописных, раскованных позах, в свободном и вычурном стиле барокко, предположительно были выполнены по эскизам и работам скульптора Йоганна Георга Фрицше. В руке у короля не меч, не скипетр, а чаша, и он явно навеселе. Поза королевы насмешливая и слегка недовольная и даже укоряющая. Всё вместе представляет собой законченную жанровую сценку.
Слева: король и пешка, белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1740 г. Фигуры выполнены по эскизам Иоганна Иоахима Кяндлер-унд-Эдер. Дрезденский орнаментальный стиль в постаментах. Бюсты, люди в движении, позы раскованные, свободные. Крестьянин, который заламывает шляпу набекрень, король в бронированном панцире, взирающий на поле боя... Интересно, что ладью опять изображала штурмовая башня на слоне, а королева восседала на лошади.
Справа: король и две пешки, слоновая кость, южные окраины Российской Империи, Кавказ, вторая половина 18 в. Король в одежде Петровских времён - кафтане, камзоле, сорочке с брыжами, коротких штанах и чулках, с лентой и орденом на груди, намного крупнее пешек. Пешки изображают, скорее, средневековых и даже византийских воителей в кольчугах с мечами. Чрезвычайно интересный экспонат.
Слева: ферзь (королева), король, пешка, слоновая кость, чёрный лак, Россия, Сибирь, ок. 1800 г. Фигуры в ориентальном стиле, в местных одеждах. Что интересно - вместо привычного для России ферзя - дама.
Справа: конь, король, пешка, расписная кость, Россия, начало 18 в. Фигуры точёные на станке, конь вырезан вручную. Очень характерный русский "скомороший", лубочный солярный орнамент в виде множества концентрических кругов. Яркие, праздничные, потешные фигуры.
Слева: король, слон и пешка, слоновая кость, Испания, 19 в. Это фигуры красного цвета (то есть белые). В основе всех фигур лежат сферы, украшенные резным орнаментом с изображением цветов и птиц, среди которых доминируют геральдические лилии. Слон (епископ) изображён с головой и лицом.
Справа: слон, король и пешка, слоновая кость, Ближний Восток, 17 в. Точная датировка и место изготовления не установлены. Абстрактные фигуры красного цвета.
Слева: конь и предп. ладья, китовый ус, Исландия, 17/18 вв. Фигуры интересны прежде всего тем, что органично сочетают в себе старые скандинавские традиции резьбы (только взгляните на морду коня) и современные абстрактные формы. Явно сделаны на токарном станке. Чернение выжжено.
Справа: слон и ферзь (королева), окрашенная слоновая кость, последняя треть 18 в. Фигуры лани и львицы на высоченных постаментах. Анимализм чистой воды. Королевскую чету в этом наборе олицетворяли лев и львица, коней - разумеется, кони, пешек изображали гончие псы, и только ладьи были сделаны в виде традиционных башен.
Пешка, слон и король, слоновая кость, Южная Германия, последняя треть 19 в. Комические, слегка карикатурные изображения зверей в стиле лесных историй и басен. Снова короля и королеву изображают лев и львица, слонов - лисы и гончие собаки, а всех пешек - разные мелкие животные: овечки, барсуки (на снимке), мопсы, кошки, ёжики, зайцы и даже, почему-то, марабу. Очень жаль, что нет снимка всего набора.
Справа: ферзь (королева), слоновая кость, красный лак, Восток (возм. Индия), 16/17 вв. Амазонка в дамском седле, с двумя ловчими птицами в руках. По мнению искусствоведов и экспертов, фигура индийская, изготовлена около 1610 года.
Слева: два слона и пешка, слоновая кость, Восток (предп. Персия), 16/17 вв. Слонов изображают леопарды. Жёлтые фигуры играют против зелёных.
Справа: две пешки, слоновая кость, золотая инкрустация, Индия, начало 19 в.
Слева: король, слоновая кость, Индия, начало 19 в. Слон с боевой площадкой с огромным балдахином на спине, с махаутом, раджой, слугой и пушкой.
Справа: ферзь (королева) и король, дерево лимба, Китай, 17/18 вв. Индийские шахматы были известны в Китае, но непопулярны, а европейские пришли туда довольно поздно. Китай играл и играет в сянци. Но местные резчики не могли пройти мимо такой возможности освоить ещё одно поле.
Слева: король, пешка, ферзь (королева), розовый ("кошачий") кварц, Китай, 19 в. Ярко выраженный китайский стиль.
Справа: конь, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. В Японию шахматы пришли уже в XX веке как продукт европейской культуры и широкого распространения не получили, но вызвали определённый интерес.
Слева: слон, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. По сути это классическое нэцке, фигурка монаха с посохом.
Справа: ладья, слон и пешка, чугунное литьё, красная и белая эмаль. Художественные шахматные фигуры работы Хуана Хунивера, 1950 г. Экспонируются в Нью-Йорке. Уже по сути и не шахматные фигуры, а артефакты. Безликие, абстрактные пластические формы Западного искусства середины XX века, увидав которые, Хрущёв бы позвонил бульдозеристам. Играть такими, я полагаю, очень сложно.
Слева: король, глазированная керамика, кракелюры. Работа Альфреда ван Лоена, 1954 г. Подражание эллинской и римской мозаике, яркая стилизация, свободные формы, вдохновлённые картинами Пикассо, Брака, Руо, Модильяни и других художников середины XX века. Жаль, что нет фотографии полного сета, и жаль, что фото чёрно-белое. Думаю, объект настолько известный, что можно найти его фото в Сети.
Справа: слон и пешка, слоновая кость, Монголия, вторая половина 20 в. Монгольские шахматы (шатар), о которых я уже когда-то писал, традиционно выглядят как набор статуэток, изображающих различных домашних и диких животных. Вместо слона обычно верблюд.
Слева: слон и две ладьи, чёрный базальтовый сланец, рыбья кость, США, Аляска, 1955 г. У эскимосов Аляски шахматные фигуры также сделаны в виде зверей и птиц - тюленей, моржей, песцов, китов, белых медведей, сов, гагар и т.д. Честно говоря, я сомневаюсь, что и морж, и сова обе изображают ладьи - здесь какая-то ошибка, скорее всего, быстрая и не слишком сильная сова лучше смотрится в роли слона или коня.
Справа: пешка, дерево, Германия, г. Цвиккау, 1950 г. Авторская фантазия Эриха Шульца на тему старинных немецких шахматных фигур из комплекта 1524/25 годов.
Слева: ладья, гончарная керамика, соляная глазурь, Великобритания, Лондон, 1901 г. Авторская работа скульптора Мартина Броза, вдохновлённая средневековыми шахматными фигурами.
Справа: король, ферзь (королева), конь; дерево, Германия, г. Веймар, 1923 г. Так называемые "Баухаус-шах" - новые шахматные фигуры XX века, в основе которых лежал куб, были разработаны в начале века немецким дизайнером Йозефом Хартвигом из культовой студии Баухаус. Конструктивизм в своём высшем проявлении. В эпоху Веймарской республики, "золотых двадцатых", они выпускались промышленно и существовали в нескольких вариантах (фото ниже). До сих пор весьма популярны и (с небольшими перерывами) до сих пор выпускаются. Оригинальные комплекты выпуска 20-х годов прошлого века уходят с аукционов за неплохие деньги.
Страницы с пояснениями выкладывать не буду.
Думаю, вы понимаете, что я сейчас чувствую :)