ночь чертей

Jan 12, 2011 00:09

Сегодня среди моих соседей шел этнографический спор. Три соседки, обступив сухонькую старушку, сидящую на лавочке, выясняли у нее можно ль при трауре справлять Бынатыхицау. Старушка была из Лескенских, улыбалась и, пожимая плечами, говорила, мол, наверное, можно, потому как навроде и не праздник вовсе. Да и в Лескене этот день приходиться на среду после "старого Нового года", а не на сегодня, как у нас. Старушкина невестка меж тем уже несла с базара курицу. Другая соседка, из Моздока, говорила, что при трауре никаких праздников отмечать нельзя. А третья, про которую собственно речь и была, так и не могла определится кого ей слушать. Я их оставила и пошла изучать книжки.

"В первую среду (в ночь на среду - прим. мое) после праздника Цыппурс все осетины отмечали, а многие и продолжают отмечать, праздник Бынатыхицау / Бундор. Учитывая его откровенно демонологический характер, часто можно слышать и такие его названия, как: Хæйрæджыты æхсæв / Кæйдæрты æхсæв / Дзинкъуртæ (то есть ночь чертей/ ночь чужих - прим. мои). К этому дню специально готовили ритуальные напитки - пиво, араку. Приносилась обязательно кровавая жертва, преимущественно козлами, в крайнем случае курицей. В последние годы, когда не все могут позволить себе широкий жест, установилась традиция жертвоприношения только курами. Учитывая день недели и характер праздника, предпочитают резать курицу черного цвета." повествует нам Вилен Уарзиати.
Так, интересно...
Кто же такой этот Бынатыхицау?
"Бынаты хицау - Покровитель дома, соответствующий русскому домовому, властитель, господин места, жилья. Его местопребыванием считают кладовую (кьæбиц). Домовой может принимать различный вид, представляться мальчиком, уродливой женщиной с клыками, белым барашком и т. п., но видеть его могут только знахари в ночь под Новый год." - объясняет Вс.Миллер



О домовых мы чуть позже поговорим, а пока я расскажу как все происходит.
На самом деле, за 10 лет пребывания моего в Осетии я ни разу не видела, чтобы в жертву резали козла, но вот черную курицу - это да... факт. Итак, режут черную курицу, варят ее, пекут пироги, причем два обычной круглой формы, а верхний в виде эллипса - гуыл, варят пиво, мясо режут крупными кусками, не нарушая костей - все яства выставляются на стол... Затем домочадцы гасят свет и выходят из комнаты (или из дома). Сейчас выходят ненадолго, раньше стол накрывали буркой и выходили на более длительное время.
Уарзиати так же добавляет: "Прежде чем выйти наружу, старший произносил молитвословие. Вот как молили Бынатыхицау в Центральной Осетии: «Бынатыхицау! Подай нам твою милость! Не искушай нас и не делай нам никакого зла, не тронь ни головы, ни лошадей, ни скота нашего, ни всего, что нам принадлежит. Вняв усердным нашим молитвам, прими эту жертву, это кушанье и это питье. Да будут они тебе последним возданием. Отними от нас твою волю и власть и скройся далеко от нашего крова, чтобы ни мы, ни дети, ни правнуки наши не потерпели от тебя зла. Чтобы урожай был обильным, а скот наш крепким».


Сам оборот "молитвословие" или "молитва" при обращении к демоническим силам в трактате автора мне режет слух, но, так или иначе, какую-то словесную формулу обращаясь к Бынаты хицау произносили. При этом, в данном случае, идет обращение скорее не к домовому, но к его патрону. "В данном случае Бынатыхицау являлся своеобразным транслятором просьб к демоническим силам. Как об этом в 1868 году писал Инал Тхостов, «в молитве перед жертвоприношением умоляется только шайтан, и боже избави, если произносящий молитву как-нибудь обмолвится и упомянет имя бога или какого-нибудь святого, тогда всему семейству несдобровать: шайтан целый год будет преследовать его за оскорбление».
По возвращении, первым делом осматривался стол и яства. Считалось, что ни один кусок или глоток жертвенной пищи не должен исчезнуть. В противном случае считалось, что в течение года семья может лишиться одного из своих членов. Затем семья садится за стол. И тут надо бы сказать, что "празднование" это строго внутрисемейное, в гости в этот день не ходят, но даже коли гость оказался в доме, от жертвенного стола его кормить не принято. Причем эти правила соблюдаются и в современности. Кровь и кости жертвенного животного или птицы тщательно собирали и аккуратно зарывали, чтобы к ним не было никакого доступа. Зарывают ли сейчас кости и кровь не знаю, о муж говорит, что зарывают или в реку выбрасывают.

Таки вот, домовой, значит... Честно говоря, столь строгое соответствие "Бынаты хицау= домовой" Миллера меня насторожило, и вот почему:
В славянской традиции домовой - мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Вроде бы одно и то же, но не совсем. В осетинской традиции я так и не нашла персонификации Бынаты хицау (если осетины прочтут, то может, подскажут, где искать), кроме описания его внешности, тоже весьма стандартной, то есть, как было выше сказано, он лишь проводник между людьми и демоническими силами.
Тогда как в славянской мифологии домовой вполне персонифицирован, более того хорошо описаны его повадки, так например: "От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то перебирается поближе к лошадям. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым."
Славянский домовой, в отличае от осетинского, довольно охотно показывается людям причем не в определенные дни, но перед важными событиями. Чаще всего показывается он главе дома, так же домовой любит показываться детям и играть с ними. Порой слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно.
Считается, что домовой не любит зеркал и козлов. Между тем, бынаты хицау приносят жертву козлом. А вот с черной курицей, точнее с черным петухом, в русской традиции связан обряд приглашения домового в новый дом. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак».



Тем не менее, во всех краях люди уважали домовых, старались их не обижать, а при переезде старались пригласить их с собой.

А еще, по поверьям, домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. А мы-то гадали где Голливуд берет сюжеты.

история, Осетия для чайников, путешествия, этнография, праздники, моя Осетия, общество, осетинское

Previous post Next post
Up