Молодое поколение при словах “Северо-Кавказская студия кинохроники” удивленно вскинет брови, мол, “а что, была такая?”. Поколение постарше покачает утвердительно головой, мол, “да-да, помним, это не та, что на телевидении? Нет? Аааа, возле мотеля! Точно. Было дело, перед каждым сеансом в кино их журналы крутили”. Ну а киношников если спросить, то они только горько вздохнут, о чем тут еще говорить. Между тем киностудия, которой в этом году исполнилось 68 лет, продолжает сражаться за собственное существование, даже находясь под угрозой продажи.
История вопроса.
Когда кинематографисты говорят, что Осетия всегда была центром Северо-Кавказской кинематографии, они не лукавят. Именно здесь, во Владикавказе, базировались две самые крупные в регионе киностудии. Студия телевизионных фильмов, созданная при Северо-Осетинском телевидении, и Северо-Кавказская студия кинохроники. Основанием студии, как самостоятельной единицы советской киноиндустрии, принято считать 1945 год. Однако база для ее появления была подготовлена на несколько лет раньше. В 1942-1943 годах во Владикавказ была эвакуирована Ростовская студия документальных фильмов. В усеченном формате, с минимумом штата, ростовская кинохроника расположилась в Музейном переулке в нынешнем здании Дома кино. Попав вместо эвакуации практически в самый центр разгоревшейся битвы за Кавказ, студия продолжала исправно функционировать, и операторы продолжали снимать на передовой километры кинопленки до тех пор, пока она не была переброшена еще дальше от приближающегося фронта, в Тбилиси. После освобождения территории Кавказа от немцев правительство задумалось о необходимости создания на территории Осетии собственной киностудии, что и было с успехом воплощено в жизнь в 1945 году. Дальше судьба студии складывалась по-разному. Она расширилась, переехала в новое здание на Московском шоссе, обросла корр. пунктами и снимала по 48 номеров киножурнала и 6-8 документальных фильмов в год. Как и многое другое, судьба студии ухнула в пропасть в 90-е. Стало не до кино, умирал кинопрокат, оставшееся ничтожное количество экранов заполнили американские картины разного качества, свое производство сворачивалось, лишившись финансирования. Гибла и кинохроника. Уходили специалисты, уходили режиссеры и операторы - кто-то на ТВ, кто-то, обретя печать ООО в кармане, начинал с нуля. Но студия выкарабкалась и даже пережила незначительный расцвет с приходом молодых режиссеров, приглашенных со всех концов страны на стажировку. О студии вновь заговорили, вновь фильмы стали получать призы на фестивалях, но краткий миг былого величия закончился весьма печально. Факторов очередной ямы было много - и внешних, связанных с изменениями порядка финансирования, и объективных изменений, в которые сложно было встроиться. Но откровенного человеческого предательства тоже хватило для того, чтобы ввергнуть центральную студию Северного Кавказа в пучину безмолвствия и нищеты.
35 мм VS видео, или Производственная эпопея.
читать дальше на Gradus.pro