Про дом на Миллера.

Jul 31, 2012 23:53

Немного я затянула с выполнением обещания рассказать про до на углу улиц Миллера и Некрасова. Исправляюсь.




Дом этот построен в 1910 году. И это абсолютно доказанный факт. Дальше, к сожалению, по поводу его исторической принадлежности есть только версии. По одной из версий, этот дом принадлежал Чермоеву Тапа Арцуевичу, сыну известного генерала Арцу Чермоеву, чеченцу по происхождению. Тапа Чермоев, окончил Владикавказское реальное училище и Николаевское кавалерийское училище (1901 г.). Служил в кавалерии, в том числе в «Собственном Е. И. В. Конвое» Николая II, имел чины хорунжий, сотник. Вышел в отставку в 1908 году. В период 1-й мировой войны (1914-1918 годы) офицер «Дикой дивизии». После Февральской революции 1917 стал одним из создателей контрреволюционного «Союза объединенных горцев Кавказа» и руководителей Терско-Дагестанского правительства. В ноябре 1918 года был участником вторжения турецких войск в Дагестан. Вследствие приказа по Вооружённым силам Юга России от 25 октября 1919 года, подписанного А. И. Деникиным Т. Чермоев эмигрировал за границу, где также занимался общественно-политической деятельностью. Многие эксперты сходятся на том, что это был доходный дом. Точку в этом вопросе поставить практически невозможно, потому что документов, которые бы пролили свет на данный вопрос не существует, точнее они не сохранились. Весь советский период в этом доме были коммунальные квартиры. 
В 90-е годы во время водочного бума дом был приватизирован, куплен частным лицом (по одной из непроверенных версий Боллоевым) и жильцы его были расселены. Про архитектурные особенности этого дома можно прочитать тут.
Отсюда начались все проблемы с этим домом. То есть поначалу проблемы этой никто не замечал, но она была. 
Сейчас эта проблема вылилась в патовую ситуацию. 
Что происходит?

1. Данный дом по документам не является ни памятником архитектуры, ни памятником культуры. Не является никаким памятником.
2. Хозяин данного дома (а их за эти 20 лет сменилось много) хочет снести этот дом и построить там пятиэтажку.

Почему так происходит?

Дело в том, что закон, регулирующий статусы объектов культуры и соответственно документацию по постановке памятника на учет появился только в 2007 году. До этого момента действовало старое законодательство, в котором памятник оформлялся небольшим набором документов и принимался на охрану общем распоряжением правительства или другого руководящего органа. По закону 2007 года все это отменялось. И теперь все памятники надо было перерегистрировать по новой, но это не главное. Главное, что в списке документов для постановки на учет теперь нужна была историко-культурная экспертиза, проведенная ЛИЦЕНЗИРОВАННЫМ экспертом. Каковых у нас в республике не имеется. А это стоит около 20 тыс. на 1 экспертизу, то есть на 1 объект. А у нас их только федеральных 400 с лишнем штук. Так вот. Изначально перерегистрировались только федеральные и региональные памятники, согласно спискам 67 и 95 годов, но ни там, ни там этого дома не было. Потому что он болтался в списках под названием "вновь выявленный памятник культуры". До 2007 года этот список имел столько же охранной силы, сколько региональный список памятников. Но закон 2007 года это дело отменил и ввел новое название - "выявленный". По идее объекты из этого списка, если они обладают исторической и архитектурной ценностью ( а перечень черт прописан в законе), должны плавно перекочевывать в список региональный с соответствующими охранными свидетельствами, НО. В этом списке "выявленных" 1099 объектов. И перекочевка эта идет очень медленно опять же из-за необходимости проводить пресловутую экспертизу на которую у Комитета по охране просто нет денег. То есть этот дом фактически стал заложником закона об охране памятников. И это была первая казуистика. 
Вторая казуистика - это зоны охраны.
По законодательству зона охраны памятника не является автоматическим приложением к памятнику и должна определятся отдельным набором документов и отдельным свидетельством. То есть даже если памятник оформлен по всем правилам, то зона охраны у него может быть не оформлена. Что мы сейчас видим с Цымити и Дзивгисской крепостью. Ситуация с этим домом абсурдна оттого, что сам дом, хоть и не является памятником,  попадает в зону охраны проспекта, то есть на него есть ограничения на изменение и строительство (высота постройки не более 11 м.). НО генплан города, в котором заложена эта зона охраны по проспекту и всем городским памятникам еще не принят и будет ли принят в этом году - неизвестно. То есть до его принятия, можно воротить все, что хочешь.

Суд.

Окончательного абсурда эта ситуация достигла ровно тогда, когда очередной хозяин этого особняка изъявил желание его снести и построить там пятиэтажку (или семиэтажку версии рознятся). За разрешением на снос он (а в данном случае она) вынуждена была обратится в Комитет, где естественно был получен отказ в разрешении. Тогда владелец подал в Ленинский суд на Комитет по охране памятников, где судья Панайотиди отказал комитету в признании данного дома памятником культуры и соответственно разрешил хозяйке дома делать с ним все, что ей заблагорассудится. Судом не были приняты во внимание ни то, что  дом находится в списках выявленных памятников, ни заключения экспертов. 
Комитет подал аппеляцию в высшую инстанцию, но так же проиграл дело, по той же причине - отсутствие официально оформленных охранных свидетельств на памятник культуры, отсутствие которых упирается опять же в отсутствии историко-культурной экспертизы, которую нельзя сделать, потому что на нее у Комитета нет денег. Все. Круг замкнулся. Шах. Мат?

Пат.
 На самом деле, конечно еще не совсем мат, скорее пат. Но вопрос лишь в том, проявит ли добрую волю владелец здания.
Вариантов выхода из этой ситуации всего три или целых три (но все они призрачные):
1. Хозяин отказывается от сноса здания и делает из него все, что захочет, не трогая фасад.
Это наиболее разумный подход к этому строению, особенно если учесть экспертные заключения. Приведу выдержку из заключения Валентина Кузьмина, который по моей просьбе в мае осматривал этот дом и дал по нему акт технического состояния:
"Здание   является доминантой квартала улиц Некрасова/Миллера/Баллаева и  архитектурно тяготеет к центральной улице - Пр. Мира.
Здание  в удовлетворительном техническом состоянии (отсутствие просадки фундаментов, протечки кровли, вывала в кладке стен и т.д.) Кладка выполнена из кирпича отличного качества, который не утратил своей прочности, художественных достоинств, и не имеет дефектов.
  1.   Здание требует капитального ремонта  и приспособления под современное использование ( жилье, офисы, клуб и пр.)
  1. Здание представляет несомненную архитектурно-художественную ценность как хороший образец исторической застройки города.

Объект по совокупности архитектурных и исторических черт несомненно является памятником архитектуры г.Владикавказ и должен быть поставлен на учет, как памятник архитектуры. Владикавказ является единственным на Северном Кавказе городом европейского вида именно благодаря подобным зданиям.  "

К сожалению,  Валентин Александрович не обладает лицензией на проведение нужной историко-культурной экспертизы, однако данный акт можно положить в копилочку аргументов за сохранение здания.

2. Проведение экспертизы, оформление памятника и повторный суд, в котором добиваться полного запрета на изменение фасада здания.

3. Городским или республиканским властям выкупить это здание для города. И устроить там, ну допустим, естественно-научный музей. С учетом того, что шиитская мечеть (бывший планетарий) передана мусульманской Умме для религиозных целей, то вопрос с музеем оказался забыт и заброшен.

Что сделано?
7 июля 2012 года в газете "Пульс Осетии" было напечатано открытое письмо союза архитекторов на имя Т.Д.Мамсурова. 
  

Ответ на него пока неизвестен.

владикавказские старости, абзац, потерянная Осетия

Previous post Next post
Up